Четверг, 28-Марта-2024, 11:30:08
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЛАНЕТА Я"

Поиск
Меню сайта
Федеральный проект
Друзья
Категории раздела
Отвечает логопед [4]
Отвечает дефектолог [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конкультация у логопеда и дефектолога » Отвечает логопед

«Активизация речевого общения старших дошкольников в разных видах деятельности»
03-Февраля-2016, 20:39:04

Московская обл.,  г.Красноармейск, МБДОУ № 8 д/с «Белочка»

Учитель-логопед  Галинзовская О.А.

Тема «Активизация речевого общения

 старших дошкольников

 в разных видах деятельности»

 (из опыта работы)

«Чтобы научиться говорить, надо говорить…»

                                                                                     (М.Р.Львов «Основы теории речи).

Дошкольный возраст- период интенсивного развития ребёнка, а СВОЕВРЕМЕННОЕ овладение правильной речью и активное пользование ею- одно из основных условий нормального психофизического развития ребёнка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определённой речевой активностью.

При нормальном развитии речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

В настоящее время в массовых садах достаточно много детей, чьё речевое развитие отстаёт от нормы. Наши наблюдения свидетельствуют: старшие дошкольники не часто прибегают к речи по своей инициативе.

Развитию речи в детских садах уделяется достаточное внимание: проводятся занятия по расширению словаря, обучение пересказу, но подлинного же развития не происходит. На занятии ребёнок произносит и запоминает отдельные слова, фразы, но, как правило, почти не использует их в активной речи, а вне занятий речевое общение детей между собой и окружающими взрослыми крайне скудно. Не отрицая необходимости специальных занятий по развитию речи, следует отметить: их эффективность находится в прямой зависимости от того, как ребёнок будет включать в активную речь полученные навыки.

Каковы же компоненты речевой активности? Перечислим их:

- быстрота речевых реакций в разных ситуациях;

- выбор игр, увлечений, связанных с речью;

- быстрота и точность выбора слов, связных предложений;

- активная реакция на поступки или высказывания других лиц.

Каковы условия развития речевой активности дошкольников?

  1. Общая активность, коммуникабельность, инициативность.
  2. Умение преодолевать застенчивость.
  3. Способность переходить от ситуативного диалога к обдуманной речи.
  4. Наличие потребности в общении.
  5. Вовлечение ребёнка в доступную для него деятельность.

Однако, развитие не всех детей дошкольного возраста соответствует перечисленным условиям. Помехами речевой активности могут стать многие причины:

- речевые дефекты, вызывающие насмешки и подавляющие ребёнка психологически;

- болезни горла, полости носа;

- глухота и другие недостатки слуха;

- неустойчивость внимания;

- заикание;

- плохая память и т.п.

Исходя из этого, необходима целая система психологических и педагогических воздействий, направленных на развитие активности ребёнка, повышение его статусного положения в коллективе, формирование самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности.

Это задача может быть реализована в качестве отдельного направления работы детского сада и составной части различных занятий.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен овладеть звуковой культурой родного языка, освоить разнообразие и богатство словаря, особенности грамматического строя, уметь составлять связные тексты-высказывания.

На занятиях, когда воспитатель использует разнообразные приёмы (задаёт нужные вопросы, предлагает образец, план), неосвоенность детьми перечисленных сторон речи не всегда ярко заметна. Но вне занятий, как показывает практика, старшие дошкольники редко пользуются приобретёнными умениями, а речевых ошибок в быту, играх, во время общения значительно больше, чем на занятиях. В речи детей преобладают короткие просьбы, реплики, речь очень проста в лексическом и грамматическом отношении.

Иначе говоря, у детей нет необходимости и потребности в объяснениях, рассуждениях, доказательствах.

Следовательно, задачей педагога является не только совершенствование всех сторон речи ребёнка, но и формирование потребности самостоятельной речевой деятельности, создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались в быту, играх, повторяли скоро- и чистоговорки, драматизировали знакомые литературные произведения.

Желательно самостоятельно повторять считалки, чистоговорки возникает у детей в том случае, если воспитатель заботится о том, чтобы речевой материал был весёлый, с элементами юмора. Детей радует задание вспомнить и использовать в игре весёлую считалку на очередной звук или группу звуков, сложных для произношения.

Не менее важно, чтобы дети освоили и полюбили несложные шуточные словесные игры-диалоги (такие как «Комары», «Разговор с котом» и т.п.)

Эффективен приём совместного с детьми обдумывания ряда моментов организации жизни:

- как распределить работу по уборке группы, участка;

-как подготовиться к вечеру досуга;

-как составить письмо заболевшему товарищу.

Полезна организация ситуаций, при которых детям не обойтись без рассуждений, доказательств. Например:

-объяснить правила игры со сверстниками;

-познакомить новичка с группой;

-рассказать гостям группы, что интересного в группе;

-комментирование выполненной поделки, рисунка своим товарищами;

-во время игр на прогулке, выполняя роль родителей и т.д.

- объяснять своим «сыночкам, дочкам», как надо вести себя в кино, на улице, в автобусе.

Сложные в речевом отношении высказывания возникают при использовании воспитателем приёмов, активизирующих мыслительную деятельность детей.

Например, при включении загадок в разные моменты жизни: наблюдение, развлечения, быт, труд. Ценится  не только правильный ответ, но и умение убедить окружающих, что ответ верен. Кроме того, доказательство- это приём самопроверки, средство освоения сложных форм грамматического строя.

    «Круглая, да не мяч, жёлтая, да не масло, сладкая, да не сахар. С хвостиком, а не мышь»

Рассуждение ребёнок строит так: «Круглыми бывают помидоры, яблоко. Репа. Только помидор и яблоко могут быть красными, а репа жёлтая. Она сладкая, а хвостик – это корешок. Значит это репа»

 Развивая интерес к доказательствам, рассуждениям, детей вооружают также образцами выражений: «Если…, то, потому, значит это» и др.

Загадки рекомендуется включать изо дня в день в режимные моменты. Например, предложить попросить у няни то, что «гладко, душисто, моет чисто».  Аналогично можно загадывать о полотенце, кружке и т.д..

Во время сбора на прогулку можно использовать загадки про одежду, обувь. Можно предложить детям вынести на прогулку те предметы и игрушки, о которых говориться в загадках.

Практикуется составление воспитателем, а затем и детьми рассказов «с натуры» (описание явлений природы, дерева и т.д.)

Словарная работа в старшем дошкольном возрасте тесно связывается с освоением и закреплением навыков связной речи. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы дети активно использовали в речи глаголы в разных временах и с разными приставками. Чтобы обогатить речь детей вариантами и формами глаголов, воспитатель постоянно использует их сам в обращении с детьми. Где уместно, задаёт детям вопрос: «А как ещё можно сказать?»

С этой целью используются разнообразные упражнения:

- «Что делает?» (ветер, солнце…)

- «Скажи наоборот» (лежать-стоять и т.д.)

- «Как можно делать?» (заниматься-лениво, играть-дружно и т.д.)

Прогулки на природу оказывают большое влияние на формирование образной речи. При этом воспитатель может использовать самые разнообразные приёмы активизации речи:

- рассказ о красоте парка, неба;

- задания типа «Найди самое красивое…..(дерево, облако..) и расскажи, почему тебе нравится именно оно»

- ознакомление с народными приметами.

 Старших дошкольников затрудняет пользование прилагательными, образованными от существительных. Поэтому в упражнениях надо подводить детей к соответствующему словообразованию:

- С какого дерева взят кусочек этой коры?

- Этот лист? Эта шишка?

-Как называется кора дуба? Сосны?

Все эти приёмы воспитатель может использовать в разных видах деятельности детей, особенно на прогулке, во время наблюдений и труда на участке. После наблюдений, труда желательно незаметно подвести детей к выводам, итогам, оценке. Эту работу хорошо сочетать с приёмом «договаривания» фразы или нужного слова.

- «Сегодня холодно, но….(мы оделись тепло и пошли гулять)»

- «Катя заботится о малышах, про неё можно сказать…»

Используя приёмы, о которых я напомнила в своём сообщении, воспитатель продолжит работу по развитию речи, проводимую на занятиях, и закрепит у детей необходимые навыки и умения РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ.

Категория: Отвечает логопед | Добавил: katydd
Просмотров: 1997 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar