Консультация для родителей Учителя-логопеда Копчуковой Н.В.
"Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР" В настоящее время отмечается неуклонный рост числа
детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к
коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.
Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством
и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального
развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными
воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители.
Задержки в формировании речи обусловлены рядом
факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, то есть
недостаточное речевое общение ребенка с матерью. Исследования показывают, что
возникновение речевых нарушений у детей в определенной мере связано со стилем
их общения с матерью: чем сильнее выражена материнская холодность при общении с
ребенком, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств. Так,
особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить
речевое развитие ребенка.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало
родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не
замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая,
что с возрастом все исправится. Хаотичность воспитательных воздействий на
ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на
логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в
общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или
безразличную установку на педагогические воздействия.
Таким образом, современным родителям нужна постоянная
помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для
того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо
целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей,
которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой
форме.
Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых
дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным
количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема. Родителям необходимо дать
определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Успех коррекционного обучения во многом определяется
тем, насколько четко организована работа логопеда и родителей. Мы должны стать
сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Исходя из вышеизложенного, предлагаю родителям несложные
игры и упражнения для занятий с детьми дома.
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры с речевым и без речевого сопровождения.
Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную
реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют
моторику рук, тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими
движениями. Самым простым является изображение пальцами разных фигурок. Материал с
сайта www.logoped.ru
1. "Флажок” - 4 пальца соединить вместе, большой опустить вниз. 2. "Очки” - соединить в кольцо большие и указательные пальцы. 3. "Стол” - левую ладонь сжать в кулак, поставив на стол, правую раскрытую
положить сверху. 4. "Елка” - пальцы рук скрестить под углом друг к другу. 5. "Пароход” - ладони округлить и прижать друг к другу. Необходимо помнить, что упражнения проводят в медленном темпе, от 5 до 8
раз, сначала одной рукой, затем – другой, а в завершение – двумя руками вместе.
Родителю необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и
точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть
спокойными и четкими. Нельзя требовать от ребенка немедленного выполнения того
или иного упражнения: отработав одно подражание, постепенно переходим к
другому.
Используя игровую ситуацию, а также подражательные способности детей, можно
разыгрывать различные инсценировки: "На птичьем дворе”, "Мама – птичка и птенчики”,"На скотном
дворе”. Дети изображают кистями рук птиц, животных и подражают им. Игры, обычно,
проходят на высоком эмоциональном уровне.
|