Четверг, 21-Сентябрь-2017, 09:57:48
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЛАНЕТА Я"

Меню сайта
Категории раздела
Отвечает психолог [43]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья

Каталог файлов

Главная » Файлы » Консультация у детского семейного психолога » Отвечает психолог

Приёмная семья – ваш путь к счастью
20-Сентябрь-2015, 11:28:19

Отрывок из книги профессора Е.И. Николаевой «Приёмная семья – ваш путь к счастью»:
Прошлое приемного ребенка. Его прежние родители

Как часто, беря на воспитание ребёнка, родители хотят поменять ему имя, стремясь выкорчевать всё, что было ранее. Учитывая знание критических периодов и развития ребёнка, подобные вещи недопустимы. Хотим мы этого или нет, у ребёнка на неосознанном уровне хранится образ выносившей и родившей его матери. Если некоторое время он был в семье, то у него сформировались привязанности к тем, кто о нем заботился. Это нельзя убрать, это нельзя презирать, это нужно принять приемным родителям и помочь ребёнку сформировать к этому определенное отношение. Это прошлое необходимо структурировать приемлемым для ребёнка и семьи образом.

Весьма часто в европейских приемных семьях или в семьях США рядом с кроваткой ребенка вывешивается документ о приеме его в семью. Ребёнок привыкает к этому документу как к естественной части его жизни. И затем, в зависимости от возраста, родители различным образом проговаривают факт приема в семью, неизменно подчеркивая радость от встречи с ребёнком и значимость его для семьи.

Это прошлое неразрывно связано с биологическими родителями, к которым должно быть сформировано отношение не только у приемных родителей, но и у ребёнка. Поскольку до 6 лет у ребёнка нет критического мышления и биологическая мать может легко обмануть его, можно оттянуть факт встречи с ней до более позднего возраста, объяснив задержку необходимостью подготовки к ней.

Биологическая мать-алкоголичка может обещать ребёнку горы подарков, тут же забывая о своем обещании. Она может тянуть из приёмных родителей средства, используя чувства ребёнка. Ребёнок же, опираясь на импринтинг при отсутствии развитого логического мышления, может более доверять ей, чем приемным родителям. Лучше всего организовать такую встречу, когда ребенок полностью адаптируется в семье, а его возраст будет между 8 и 11 годами - когда уже будет формироваться критическое мышление, но ребёнок ещё не войдет в пубертат, когда по биологическим закономерностям он должен будет отталкиваться от своих приёмных родителей.

Игнорировать биологического родителя нельзя. Если этот процесс не контролировать, ребёнок сам начнет его искать, и неизвестно, чем это может закончиться. Многие приемные родители утверждали, что у детей, привыкших жить в семье, вдруг возникали воспоминания из прошлой жизни. Например, ребенок мог спросить: «А где твое красное пальто?», хотя мать никогда не носила его. Одна из приемных матерей, взявшая на воспитание двух девочек, узнает о их прошлой жизни из внезапных вопросов, которые они ей задают: «Мама, ты что, волосы покрасила?» или «У нас хлеб будет? Тебя больше не бьют? Синяков больше нет? Ты себе пальто купила?». В какой-то момент девочки, которые не были родными сестрами, но очень подружились в приемной семье, сами нашли объяснение тому, как у них оказалось две мамы: «Мама нас родила, а та мать - пьяница украла нас, мама нас нашла. У нас с мамой родинки совпадают, поэтому мы родные».
Доверие к ребёнку, уверенность, что со временем он все поймет и сможет объяснить – лучший инструмент во взаимодействии с ним. Если дети чувствуют тепло и искренность, они примут в соответствующем возрасте возможность существования у человека двух типов родителей: биологических и приёмных.
Помощь будущим родителям при выборе ребенка и формировании приемной семьи

В зависимости от того, был ребенок в семье или нет, можно сразу предсказать многие аспекты его будущей жизни. Ребёнок, который оказался в детском доме после трех лет пребывания в семье, имеет образ значимых фигур и в той или иной мере может формировать отношения с окружающими людьми. Ребёнок, который оказался после роддома в детской больнице в силу отсутствия мест в детском доме, ежедневно видящий разных нянечек, не сможет формировать эффективные крепкие отношения в будущем, если пробудет в больнице около 2 лет.

Наличие любой семейной истории повышает вероятность эффективной адаптации, её отсутствие – понижает. В то же время, негативное поведение родителей в семье формирует негативный сценарий будущей семейной жизни и вновь становится фактором ухудшения прогноза адаптации в приёмной семье. Оценка психологом того позитивного потенциала, который мог вынести ребенок из семьи и соотнесение его с возможными негативными образцами поведения значимых для ребёнка фигур необходимо для эффективного прогноза. Чем позднее родитель стал вести антисоциальный образ жизни, тем сохраннее ребёнок.

Большинство детей имеет много диагнозов, которые кажутся крайне сложными и непреодолимыми. Однако когда дети попадают в обстановку принятия, правильно питаются, организм начинает восстанавливаться.

Второй пункт – «история жизни в детском доме» позволяет представить, как развивалась личность ребёнка в принципиально других условиях. Более того, специфика детского дома могла иметь как позитивный, так и негативный компоненты. Они могли откорректировать отсутствующие механизмы раннего взаимодействия в случае полного отсутствия матери у ребенка. Но при наличии дедовщины у ребёнка могут сформироваться специфические механизмы отстаивания собственной личности.

Психологический и физиологический статус – это некий результат, полученный на основе всех жизненных коллизий данного ребёнка. Исходя из современных данных любое пребывание ребёнка вне семьи должно вести к негативным последствиям, как в психологическом, так и в физическом развитии ребёнка. Именно с такими последствиями для ребёнка должны быть ознакомлены будущие родители. Стоит показать и то, как можно корректировать эти последствия.

Следующим необходимым параметром для анализа при направлении ребёнка в семью будут его представления о семейной жизни и ожидания от новой семьи. Чем менее ребёнок знаком с семейными правилами, тем менее адекватны его представления о семье. Для многих из детей семья – это некое место, где существует постоянный праздник и фейерверк подарков. То, что в семье все несут определенную долю ответственности, многие не знают и, главное, не хотят её принимать. С этим связан и ещё один важный параметр, о котором полезно проинформировать будущих родителей: готовность ребёнка справляться с трудностями. Это, прежде всего, трудности адаптации в семье и те социальные условия, в которые погружена семья. Чем далее новый социальный статус семьи от знакомого ребёнку способа жизни, тем больше усилий необходимо прикладывать. К сожалению,  большинство детей обладают небольшим ресурсом для адаптации.

Если семья не имела своих детей, то лучшим вариантом для неё будет ребенок, которому не исполнился год. Более того, чем он будет меньше, тем с меньшими проблемами придётся встретиться семье. При этом семья должна быть проинформирована, что ребёнок будет некоторое время отставать в развитии. Однако если адаптация произойдет успешно, родители заметят и ускорение темпов развития ребёнка.

Есть ещё один вариант подбора ребёнка для такой семьи: взять ребёнка, который хотя бы какое-то время находился в семье, но затем практически не был в детском доме. В этом случае у него в той или иной мере будет развита способность формировать привязанность, а последствия пребывания в детском доме будут минимизированы.

Маленьким детям нужен ограниченный круг общения, семья, в которой не более двух-трех детей. У них весьма небольшой ресурс для формирования тёплых отношений, а потому большое число детей, забирающих внимание приемных родителей, приведет к активации конкурентных отношений между детьми, а не к коррекции эмоциональных проблем, обязательных у каждого такого ребёнка.

Вряд ли родители, не имеющие опыта воспитания собственных детей, осилят воспитание подростков из детского дома. Им нужно будет преодолевать ложь и воровство детей, их неумение ухаживать за собой, отсутствие элементарных навыков взаимодействия в семье, неумение выражать любовь и сочувствие. Подростков проще воспитать в хорошем сплоченном коллективе, который уже сформировали родители, имеющие опыт. Более того, такие родители при возникновении проблем не будут испытывать чувство стыда или некомпетентности. Они уже знают, что все родители,  даже в случае родных детей, в какой-то момент готовы опустить руки и сказать, что они не могут справиться с проблемой.

У большинства же детей из детского дома не одна, а множество проблем. Но время проходит, и при наличии взаимного желания ребёнок и родитель начинают понимать друг друга. Самое важное – это не копить агрессию на ребёнка, а рассказывать ему о своих чувствах сразу же и пытаться понять причины его поступков и переживаемые им чувства.

Но стоит иметь в виду, что если ребёнок не был до пяти лет ни дня в семье, возможно, лучше оставить его на попечении государства. Слишком много усилий понадобится приёмным родителям и слишком небольших результатов они смогут достичь при воспитании такого ребёнка. В семью лучше отдавать тех, кто знает, что это такое, и готов принять её правила.
Положительные знаки эффективной адаптации ребенка в семью

Дошкольники, попадая в приёмную семью, в первое время как бы деградируют на более ранние ступени развития. Не стоит пугаться этого, поскольку это положительный знак того, что ребёнок принял семью. Он неосознанно пытается пройти те этапы своего развития, которые проходил в одиночестве.

У многих малышей вновь начинается энурез и недержание кала. Ребёнок, который вот уже пил молоко из стакана, вновь будет предпочитать бутылочку. Многие с большим удовольствием спят рядом с приёмной мамой, не отпуская ее ни на шаг. Ребёнок еще не умеет прогнозировать. Он боится потерять тепло, которое внезапно обрушивается на него. Внешне все это выглядит как отставание в развитии. Но вслед за этим начинается мощный рост и физических, и психических возможностей ребёнка.

Другим позитивным знаком адаптации в семье является агрессия ребёнка. Мы уже говорили, что ранее у детдомовских детей не было возможности проявлять реальные чувства, поэтому он подавлял агрессию. И в новой семье, после некоторого периода, когда все стороны пытаются понравиться друг другу, вдруг в ребенка "вселяется" нечто негативное, и он становится поперек всех действий приемных родителей. Однако если они примут ребёнка таким, то затем наступит период бесконечной любви ребёнка, который «проверил родителей на прочность».

Для психолога, безусловно, положительными знаками вхождения подростка в семью будет то, что он будет очень стараться выполнять все тесты (чтобы не подвести семью), а сообщая о ситуации в семье, предпочтет отмалчиваться, когда вопросы будут связаны со сложными проблемами в семье. Мы уже говорили, что готовность защищать приёмных родителей перед внешним миром - важный знак стремления ребёнка остаться в семье. Без этого желания никакие усилия взрослых не смогут дать результата.

Таким образом, внешнему наблюдателю, прежде всего, неподготовленному чиновнику, положительные знаки могут показаться предвестниками негативного результата. Именно поэтому важно готовить к этому знанию не только приёмных родителей, но и социальных работников, курирующих семьи, чтобы они во время могли оказать поддержку взрослым.
 Модель успешного формирования приемной семьи

При передаче ребёнка в семью необходимо представить систему факторов, которые предопределяют результат, а также те значимые точки, воздействие на которые обеспечат успех объединенных усилий специалистов, родителей и ребёнка.

Эффективность замещающей семьи определяется множеством факторов, среди которых значимыми являются отношение общественности к данной модели жизнеустройства ребенка, наличие психологического сопровождения, характеристика ядерной принимающей семьи как системы, индивидуальные особенности ребёнка-сироты и членов ядерной семьи (Ослон, 2006).

Наиболее принятой в настоящее время теорией в области психологии здоровья, объясняющей поведение и предсказывающей его изменение в будущем, является теория планируемого поведения (Ajzen, 1991). Сотни работ, выполненных на её основании, показывают, что она достаточно эффективна при описании простых форм изменения поведения, но требует существенной переработки при описании сложных вариантов (Conner, Sparks, 2005).

Данная теория включает оценку следующих параметров:

  • отношение человека к поведению, которое необходимо изменить (т.е., положительная или негативная оценка этого поведения);
  • субъективные нормы, которые описывают восприятие индивидуумом того, как значимые для него люди  относятся к этому и насколько они желают, чтобы человек вел себя определенным образом;
  • восприятие поведенческого контроля (собственное восприятие того, насколько трудно или легко будет изменить поведение).

Формирование новой приемной семьи требует изменения поведения всех ее членов: родителей, их родных или ранее принятых детей, нового приемного ребёнка (детей). Следовательно, каждый из вышеприведенных пунктов должен быть соотнесен с каждым участником. То есть необходимо оценить, как каждый из участников относится к появлению в семье нового члена, как он соотносит это с теми ценностями, которые разделяет его окружение, насколько он готов контролировать собственное поведение, связанное с адаптацией нового члена в семью.

Приемлемость этой концепции и особое внимание к ней, с нашей точки зрения, объясняется акцентированием ответственности за изменение собственного поведения, а не манипулирование поведением другого человека, что до сих пор превалирует в тех случаях, когда сформированная приёмная семья оказывается неуспешной.

Эта модель объединяет те характеристики в каждом из участников событий, которые в максимальной степени предопределяют направленность на изменение своего поведения в новой семье и способность нести ответственность за него.

Первым участником, которого необходимо рассматривать, а не пассивно передавать будущим родителям, является ребенок.

Для визуализации проблемных точек, на которые должна быть направлена активность психологических служб, можно предложить следующую формулу, схематически представляющую слагаемые замещающей семьи:
Ребенок + Приемные родители + Члены семьи приемных родителей + Социальное окружение + Социальная поддержка + Общественное мнение =  Замещающая семья
 
Каждое из этих слагаемых, в свою очередь, является многофакторным,  сложным компонентом, включающим как те параметры, на которые можно эффективно воздействовать, так и устойчивые, недоступные для внешнего воздействия, элементы.

При анализе конкретной ситуации следует рассмотреть каждое из этих слагаемых, прежде чем вынести решение о возможности передачи данного ребёнка в конкретную семью.

Успешность семьи будет гарантирована, если все члены захотят иметь в семье нового члена, если значимые для этих членов персонажи будут положительно относиться к приему ребёнка в конкретную семью, и наконец, каждый член семьи будет готов измениться ради новой цели - появления семьи с новыми членами.

Николаева Елена Ивановна
доктор биологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, , автор более 160 научных работ, в том числе учебника «Психофизиология», книг «Психология детского творчества» и «Леворукий ребенок: диагностика, профилактика, коррекция».
Редакция «Психологической газеты»04.09.2015
Категория: Отвечает психолог | Добавил: katydd
Просмотров: 179 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar