Пятница, 19-Апреля-2024, 00:18:23
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЛАНЕТА Я"

Поиск
Меню сайта
Федеральный проект
Друзья
Категории раздела
Наши статьи [32]
Статьи и интервью [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Дефектологическая работа в условиях Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции

 Дефектологическая работа 

в условиях Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции   

 Работа дефектолога в Центре ведется по трем основным направлениям: это - работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения (в большинстве случаев - это дети с легкой степенью умственной отсталости, задержкой психического развития, а также дети, у которых наблюдается педагогическая запущенность), работа с детьми, имеющими дисграфические и дислексические нарушения, третье направление охватывает сложные сочетанные нарушения.

     Из сочетанных нарушений чаще всего отмечаются случаи дислексии и дисграфии вследствие интеллектуальных нарушений, сочетание ЗПР и тугоухости, интеллектуальных и речевых нарушений, но из общего числа обучаемых, таких детей достаточно мало. За время моей педагогической практики также встречались дети, с проблемами слуха, зрения, детским церебральным параличом, дети с аутизмом, поведенческими нарушениями. 

     *Например: в этом году проходит обучение дошкольник, имеющий задержку психического развития, сочетанную с аутическими компонентами, мальчик уже начал вступать в социальный контакт, понимать инструкцию педагога.

     Предлагаю рассмотреть более подробно основные направления работы.  Перед началом обучения, каждый ребенок проходит медико-психолого-педагогическое обследование, где выявляются вид и степень нарушения. Состояние основных психических функций, особенности познавательной деятельности, степень развития основных мыслительных процессов. Также собираются анамнестические данные, и выявляется уровень физического здоровья ребенка.

     Затем, специалист, который будет работать непосредственно с данным ребенком, проводит более развернутую, личную диагностику, заполняет первичные диагностические карты, составляет индивидуальный план работы с ребенком и выбирает программу обучения.

    Работа с умственно отсталыми детьми ведется по программе «Воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью» под ред. Л. Б. Баряевой,  разработанной при поддержке Министерства образования России.

     Основу дефекта при олигофрении составляют нарушения психической деятельности. Патология психического статуса у этих детей связана с недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. Такие дети в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия мира малоактивен. По выражению профессора Владимира Алексеевича Гиляровского, «олигофрены смотрят на окружающий мир как бы сквозь мутное стекло».

     Особенности их памяти вызывают значительные трудности при изучении нового материала, появляется необходимость многократного повторения пройденного. Незначительные детали и второстепенные признаки предметов и явлений фиксируются плохо или совсем проходят мимо внимания таких детей.

    Олигофренам бывает трудно найти сходство и различие между предметами и явлениями даже по характерным признакам, высказать суждение о предмете, самостоятельно оценить сложившуюся ситуацию и найти в ней свое место. Это зачастую является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм поведения.

     Одно из типичных нарушений даже при легкой степени умственной отсталости – это расстройство речи. Как правило, речевая система формируется с задержкой. Словарь накапливается медленно и никогда не достигает уровня, который характерен для нормы. У многих бывает нарушена структура слова: они не договаривают окончаний, делают пропуски, искажают или заменяют звуки.  Ослаблен контроль за собственной речью. Нередко страдает понимание обращенной речи.

     Также у таких детей отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы, кроме того, у них нередко наблюдается стойкое проявление негативизма. Слабость воли у многих детей выражается еще и в том, что они легко подчиняются чужому влиянию, не проявляют настойчивости и инициативности в достижении цели. Их поведение носит импульсивный характер, отсюда неспособность сдерживать свои чувства и влечения.

     Одним из видов волевой деятельности является внимание, состояние которого существенно влияет на развитие детей. Произвольное внимание у большинства из них отличается неустойчивостью – дети легко отвлекаются на любой посторонний раздражитель. Им трудно сосредоточить внимание на каком-то определенном предмете, даже на короткий период времени, что очень осложняет их обучение. Однако в процессе обучения и воспитания внимание становится более устойчивым, расширяется его объем.

     Основными целями и задачами коррекционно-развивающей работы с этими детьми являются:

- развитие и формирование социальных представлений. Такого ребенка, прежде всего, необходимо социализировать как среди сверстников, так и среди взрослых. К сожалению, зачастую эти дети не посещают дошкольных образовательных учреждений, поэтому сфера  общения практически выпадает из их развития. Также в силу особенностей ребенка, родители боятся и стесняются выходить с ними на детские площадки или приглашать в гости других детей. Поэтому часто наши ребята не имеют даже элементарных навыков общения. Приходится проводить разъяснительные беседы с родителями, а при необходимости мы вводим ребенка в группу сверстников.

- основная работа ведется по развитию психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения), формированию познавательного интереса и познавательной активности, развитию пространственно-временных, величинных и количественных представлений и развитию речи. Эта работа объемная и достаточно длительная, обычно такие дети требуют сопровождающей помощи специалиста на протяжении всего периода обучения в школе.

     *Из конкретных примеров хочется отметить Алексея, сейчас ему почти восемь лет, поступил к нам в шестилетнем возрасте. По результатам ПМПК при поступлении выявлены следующие особенности: ребенок замкнут, эмоциональный контакт снижен, не реагирует даже на хлопок в ладоши, зрительный контакт не устанавливает, во время обследования молчал, пирамидку собрал с помощью, разрезные картинки из четырех частей не смог собрать ни по образцу, ни с помощью. Моторика не развита. Повторное обследование, после проведенного обучения выявило: ребенок контактен, разрезные картинки собирает самостоятельно, наблюдаются значительные улучшения в развитии речи, появились двух и трех сложные слова, простая фраза. Или вот еще один пример, Тане сейчас десять лет, занимается в Центре с сентября 2008 года. При поступлении отмечались выраженные трудности установления причинно-следственных и смысловых связей. Фрагментарность восприятия, бедный словарный запас, речь с аграмматизмами, смысла прочитанного не понимала, не видела знаков препинания,  переписать с образца затруднялась, счет в пределах десяти. На данный момент пространственно - временные и элементарные математические представления у девочки сформированы, наблюдаются значительные улучшения в речевом развитии, чтении и письме.

     Что относится к коррекции дисгафии и дислексии, то применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Чтение и письмо представляют собой сложные психофизические процессы, в которых участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Между ними в процессе чтения и письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.

           Дислексия у детей с относительно сохранным интеллектом представляет собой парциальную задержку психического развития, для которой характерным является ряд особенностей: сочетание с психическим инфантилизмом, выраженная неравномерность психического развития, определенные особенности структуры интеллекта.

     Психологический аспект механизмов нарушений чтения у детей вызван несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме. В этом аспекте дислексия рассматривается как нарушение различных операций процесса чтения: зрительного восприятия и различения букв, выбора фонемы, слияния звуков в слоги, синтеза слогов в слово, синтеза слов в предложении, соотнесение со смыслом.

     Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыками, задачами и характером письма, которое тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную.

     Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

      Недоразвитие какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.

     Основным симптом дисграфии являются специфические (т. е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением  интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с  нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия и дислексия часто встречаются в сочетании.

     Работа с детьми, имеющими нарушения письменной речи ведется по программе И. Н. Садовниковой, которая включает в себя несколько этапов:  коррекционная работа на фонетическом уровне, которая заключается в развитии звукового анализа слов, развитии фонематического восприятия (дифференциации фонем, имеющих сходные характеристики). В основе формирования звукового анализа положена постоянная опора на цифровой ряд, где ребенок соотносит по очереди звуки слова с цифрами; коррекционная работа на лексическом уровне, основными задачами которой являются: количественный рост словаря, качественное обогащение словаря, а также очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов; коррекционная работа на синтаксическом уровне, где отрабатывается осознанное построение предложений, усвоение детьми сочетаемости слов, обогащение фразовой речи путем ознакомления детей с явлениями многозначности, синонимами, антонимами, омонимами.

          На протяжении первых трех лет обучения школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной письменной речи (списывании, как с рукописных, так и печатных текстов, слуховых и графических диктантах) во всех видах письма чтение выполняет функцию контроля.

     Вся работа не преследует цели обучить детей правописанию, а является одним из средств изживания аграмматизмов, как в устной, так и в письменной речи учащихся.

Материалы одиннадцатой Всероссийской научно-практической конференции «Башкатовские чтения» 15-16 апреля 2011 г. 

Агаркова Алла Борисовна

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, педагог-дефектолог, г. Красноармейск

Категория: Наши статьи | Добавил: katydd (12-Октября-2011)
Просмотров: 4536 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar