Пятница, 29-Марта-2024, 16:18:37
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЛАНЕТА Я"

Поиск
Меню сайта
Федеральный проект
Друзья
Категории раздела
Наши статьи [32]
Статьи и интервью [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

На первом месте - семейные ценности

На первом месте - семейные ценности

В конце октября в школах города прошла ежегодная антинаркотическая акция. Каждый год специалисты ЦППРиК «Планета Я» приходят к учащимся 6-10 классов и проводят занятия. В этом году на занятиях обсуждались ценности современного мира и их влияние на действия, поступки, поведение людей в целом, особенно в ситуациях выбора жизненного пути. 
В прошлом году мы делали акцент на осознание личной позиции школьников в выборе профессии и ответственности за сохранение и укрепление физического и психического здоровья как первостепенной ценности.

С учащимися 8-10 классов был продолжен разговор о путях выбора профессии, о том, как ценности влияют на этот выбор.

Безусловно, родителям, педагогам и самим подросткам будет интересен анализ того, как ценности влияют на мотивацию поведения, проведенный в рамках акции.

Результаты проведенного анкетирования можно условно разделить на два блока: был проанализирован выбор значимых и отвергаемых жизненных ценностей у детей и подростков, а также выявлены социальные сферы, в которых дети испытывают наибольшие затруднения.

 В 8-х классах и в более раннем возрасте (6-7 классы) напряженной сферой является переживание любви. 13% учащися 6-х классов, 8% - из 8-х классов отметили как проблему 
несчастную любовь. 
Дети в 6-7-х классах идеализируют смерть и не задумываются о необратимости последствий суицидальных действий. 
К 9-10 классу напряженность и количество проблемных социальных сфер снижается. Лидирует по-прежнему сфера отношений с окружающими (19%). Лишь 5% детей выделяют как проблемную сферу деньги, 4% испытывают трудности в школе и имеют сниженную самооценку.

 
Отмечено, что учащиеся 6-7-х классов выстраивали свои предпочтения в соответствии с общепринятыми человеческими нормами: на первом месте у большинства детей стоят семейные ценности, далее – друзья, потом здоровье.

В 6-х классах дети на четвертое место ставят учебу, а вот в 7-х классах четвертое место по значимости занимает любовь, только потом – учеба. Далее в рейтинге ценностей стоят деньги: от 21% до 12% учащихся 6-8-х классов заявили как раз «проблемы с деньгами». Дети учатся планировать свои расходы, а для этого необходимо, чтобы у подростков была возможность распоряжаться карманными деньгами. Важно, чтобы ребенок учитывал реальное финансовое состояние родителей и имел возможность получить то, что есть у большинства его друзей. Выяснилось, что подростки, не достигшие 14 лет, остро переживают ограничения в карманных расходах и невозможность самостоятельно зарабатывать.

В этом же возрасте перед детьми встает новая задача – выбор профессии. Ценности, на которые ориентируются дети при выборе профессии, - семья, отдых, карь-ера. Наши наблюдения и анализ проведенного анкетирования показывают, что лишь у небольшой части детей, занимающихся с повышенной нагрузкой и мотивированных на получение знаний, действительно речь идет об усталости от учебы. Но в большинстве своем дети занимают потребительскую позицию по отношению к обществу: они формально ориентированы на создание семьи, развлечения и карьеру, но отвергают необходимость жертвовать своими интересами ради других.

Есть и такие, кто не видит надобности в проявлениях милосердия и сострадания, а также отрицает значимость творчества как жизненной ценности. Все эти ценности попали в число отвергаемых подростками, и это говорит о кризисе ответственности у детей и подростков в нашем обществе.

К 10 классу у части детей в отвергаемые попадают также и семейные ценности, и отдых, позволяя нам предположить наличие неустойчивости жизненных позиций.

Материальная обеспеченность как жизненная ценность имеет низкую значимость, но не отвергается, значит, дети не готовы выполнять тяжелую, неинтересную, неприятную или опасную работу лишь за хорошее вознаграждение, а ориентируются на квалифицированный труд.

Здоровье как фактор выбора профессии не учитывается подростками, о чем мы говорили уже в прошлом году. Хотя здоровье и не должно быть самоцелью, но общеизвестно, что здоровый образ жизни и отсутствие вредных привычек помогают человеку достичь своих целей.

Стремление к взрослой жизни, желание повысить свой социальный статус в подростковом коллективе толкают подростков на первые пробы алкоголя и наркотиков. К сожалению, в этом возрасте у детей появляются и реальные возможности приобрести запрещенные продукты.

Необходимо также отметить, что к этому возрасту большинство подростков перестают посещать кружки или секции, в которые их раньше записали родители. Только небольшой процент ребят имеет постоянные увлечения, например, спорт. Большинство же детей этого возраста предоставлены сами себе.

Таким образом, специалисты Центра отмечают возвращение семьи и семейных ценностей в сферу значимых. Это позволяет надеяться на формирование у подростков представлений о ценностях в современном мире и формирование ответственности за свои поступки и жизнь.

Педагоги-психологи центра «Планета Я»



Источник: http://gorodok.krasno.ru/modules.php?name=Pages&go=page&pid=4263
Категория: Наши статьи | Добавил: katydd (17-Декабря-2012)
Просмотров: 1353 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar