Четверг, 25-Апреля-2024, 22:15:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЛАНЕТА Я"

Поиск
Меню сайта
Федеральный проект
Друзья
Категории раздела
Наши статьи [32]
Статьи и интервью [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАРУШЕНИЮ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬЮ.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАРУШЕНИЮ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

МОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции,
 г. Красноармейск,
нейропсихолог Елена Георгиевна Курганская.

В последние годы возрастает количество детей с алкогольной наследственностью.  Алкоголизм родителей влияет как на эмбриогенез плода, так и на возникновение отставаний в раннем развитии детей. Выявляются отклонения по росто-весовому показателю (гипотрофия плода), перинатальное поражение ЦНС, задержка психомоторного развития, задержки речевого и психоречевого развития. Дети склонны к частым соматическим заболеваниям.  При осмотрах невропатологами у детей с алкогольной наследственностью выявляется очаговая неврологическая симптоматика, расцениваемая как дисфункция стволовых и диэнцефальных структур мозга. Алкоголизм родителей  влияет как на изменение интеллектуальной, так и эмоциональной сферы детей. Личность ребенка, воспитываемого в семье алкоголиков, формируется в условии постоянных семейных конфликтов, дефицита любви, ласки, поощрений.  К школьному возрасту ребенок уже имеет сложившиеся патохарактерологические черты, проявляющиеся в различных вариантах: от повышенной конфликтности до робости, пугливости, малообщительности.  Все это создает условия для трудностей социально-психологической адаптации детей и повышает риск возникновения у этих детей различных форм асоциального поведения.

 В течение последнего учебного года в нашем Центре обследовано 12 детей младшего школьного возраста с алкогольной наследственностью. Особенностями поведения детей, отмечаемых педагогами,  являлись неусидчивость, импульсивность, недостаточная концентрация внимания. Эти отклонения поведения сочетались с раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к колебаниям настроения, иногда с агрессивностью. Плохая успеваемость этих детей во многом зависела от снижения памяти и внимания, а часто и от недостаточно развитого логического мышления. При этом у детей отмечается астения, жалобы на головную боль, нарушения аппетита и сна. Часто встречалась низкая учебная мотивация.

Проведено комплексное нейропсихологическое обследование по методу А.Р. Лурия для оценки функционального состояния высших психических функций. Анализ позволяет говорить о выявленных трех  разных симптомокомплексах.    

Первый симптомокомплекс характеризуется относительной сохранностью базисных функций речи, памяти, гнозиса, праксиса и пространственных представлений на фоне общей педагогической запущенности ребенка. Это проявляется обеднением сферы общих представлений о мире у этих детей. На фоне благополучия с нейропсихологической точки зрения у этих детей отмечались отставания в физическом  развитии, астения, утомляемость, раздражительность и  склонность к аффективным вспышкам, а также часто наблюдалась двигательная расторможенность и возможное неуправляемое поведение. Такие проявления нарушений в эмоционально-личностной сфере с явлениями повышенной утомляемости могут быть следствием недостаточности функционирования  глубинных структур мозга, что хорошо согласуется с представлениями о мишени алкогольной интоксикации плода во время внутриутробного развития. Известно, что стволовые и подкорковые структуры к моменту рождения ребенка уже на 75 % сформированы, а значит, подвергшись действию неблагоприятных факторов, в дальнейшем будут функционировать в искаженном режиме. Основной задачей коррекционной работы с детьми данной группы является перестройка уже неблагоприятно сложившихся форм их эмоционального реагирования и поведенческих стереотипов, а также обогащение представлений об окружающем мире. Важно обогащать словарный запас и инициировать активную речь ребенка для того, чтобы она смогла стать регулятором всей психической деятельности. Таким образом, наряду с методами нейропсихологической коррекции для этих детей необходима психотерапевтическая и развивающая работа. Важное место может быть отведено игротерапии в сочетании с арттерапевтическими приемами, что позволяет решать задачи эмоциональной коррекции и развивать приемы общения со сверстниками, помогает снятию эмоционального напряжения и способствует развитию моторных навыков.

Второй симптомокомплекс характеризовался нарушением вербальных функций у обследованных детей. На первый план выступали нарушения мнестической функции в слуховой сфере, в нескольких случаях сочетавшиеся с трудностями фонетико-фонематического анализа. В структуре мнестического дефекта ведущую роль играло нарушение избирательности непосредственного воспроизведения заучиваемых слов.  У детей была замечена недостаточность программирования, целенаправленности и контроля над собственной деятельностью, что было очевидно связано с несформированностью  регулирующей функции речи. Описываемая структура психологических нарушений позволяет предположить нарушение функционирования височно-лобных медиобазальных структур в сочетании с функциональной недостаточностью префронтальных отделов левого полушария.  Таким образом,  в коррекционной работе с данной группой детей на первый план выдвигаются коррекционно-развивающие занятия с логопедом. Необходимы также  комплексные занятия, направленные на развитие моторных навыков, снятие эмоционального напряжения и улучшения коммуникации и нейропсихологические занятия для элиминации дефицита функций программирования, целеполагания и контроля над собственной деятельностью.

Третий вариант нарушения высших психических функций у детей с алкогольной наследственностью встречается реже и представляет собой смешанное страдание как вербальных, так и невербальных процессов. Речевые функции максимально нарушены, так же как и в предыдущей группе, в звене мнестической деятельности, но как при непосредственном запоминании, так и на следах памяти, что  проявлялись значительным сужением объема запоминаемой информации.  Процессы переработки и хранения информации искажались и в зрительной сфере, а это позволяет говорить о модально-неспецифических нарушениях памяти у этих детей. В большинстве случаев дефицит мнестической функции сочетался с несостоятельностью пространственных представлений  практически по всем параметрам, максимальное количество ошибок отмечалось в звене оптико-пространственной деятельности в виде структурно-топологического искажения образа, а так же большого количества метрических, координатных и проекционных ошибок.  Описанная выше структура дефицитарности психических процессов позволяет предположить функциональную недостаточность срединных, в первую очередь гипоталамо-диэнцефальных, структур головного мозга с вовлеченностью в патологический процесс мозговых структур правого полушария. Для коррекционной работы в этой группе детей максимально необходимо использовать двигательные, изобразительные, игровые приемы, музыкальную и телесноориентированную терапию, предлагаются нейропсихологические занятия для коррекции пространственных представлений ребенка.

Таким образом,  проведенное нейропсихологическое обследование состояния высших психических функций у детей с алкогольной наследственностью позволяет говорить о патологическом состоянии субкортикальных структур головного мозга у всех детей. Кроме того, были выявлены дети с вербальным характером дефицита познавательных процессов, что говорит о легкой незрелости височно-лобных структур левого полушария, и дети с признаками дисфункции срединных образований мозга и гипофункции правого полушария. Для успешного обучения  и социальной адаптации таких детей необходима правильная организация процесса обучения и  коррекционно-развивающая работа логопеда, психотерапевта, нейропсихолога при обязательной медикаментозной поддержке этих детей. 

Категория: Наши статьи | Добавил: katydd (06-Октября-2011)
Просмотров: 977 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar