НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАРУШЕНИЮ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ.
МОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и
коррекции, г. Красноармейск, нейропсихолог Елена Георгиевна Курганская. В последние годы возрастает
количество детей с алкогольной наследственностью. Алкоголизм родителей влияет как на
эмбриогенез плода, так и на возникновение отставаний в раннем развитии детей. Выявляются
отклонения по росто-весовому показателю (гипотрофия плода), перинатальное
поражение ЦНС, задержка психомоторного развития, задержки речевого и
психоречевого развития. Дети склонны к частым соматическим заболеваниям. При осмотрах невропатологами у детей с
алкогольной наследственностью выявляется очаговая неврологическая симптоматика,
расцениваемая как дисфункция стволовых и диэнцефальных структур мозга. Алкоголизм
родителей влияет как на изменение интеллектуальной,
так и эмоциональной сферы детей. Личность ребенка, воспитываемого в семье
алкоголиков, формируется в условии постоянных семейных конфликтов, дефицита
любви, ласки, поощрений. К школьному
возрасту ребенок уже имеет сложившиеся патохарактерологические черты,
проявляющиеся в различных вариантах: от повышенной конфликтности до робости,
пугливости, малообщительности. Все это
создает условия для трудностей социально-психологической адаптации детей и
повышает риск возникновения у этих детей различных форм асоциального поведения.
В течение последнего учебного года в нашем
Центре обследовано 12 детей младшего школьного возраста с алкогольной
наследственностью. Особенностями поведения детей, отмечаемых педагогами, являлись неусидчивость, импульсивность, недостаточная
концентрация внимания. Эти отклонения поведения сочетались с
раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к колебаниям
настроения, иногда с агрессивностью. Плохая успеваемость этих детей во многом зависела
от снижения памяти и внимания, а часто и от недостаточно развитого логического
мышления. При этом у детей отмечается астения, жалобы на головную боль,
нарушения аппетита и сна. Часто встречалась низкая учебная мотивация.
Проведено комплексное нейропсихологическое
обследование по методу А.Р. Лурия для оценки функционального состояния высших
психических функций. Анализ позволяет говорить о выявленных трех разных симптомокомплексах.
Первый симптомокомплекс
характеризуется относительной сохранностью базисных функций речи, памяти,
гнозиса, праксиса и пространственных представлений на фоне общей педагогической
запущенности ребенка. Это проявляется обеднением сферы общих представлений о
мире у этих детей. На фоне благополучия с нейропсихологической точки зрения у
этих детей отмечались отставания в физическом
развитии, астения, утомляемость, раздражительность и склонность к аффективным вспышкам, а также
часто наблюдалась двигательная расторможенность и возможное неуправляемое
поведение. Такие проявления нарушений в эмоционально-личностной сфере с
явлениями повышенной утомляемости могут быть следствием недостаточности
функционирования глубинных структур
мозга, что хорошо согласуется с представлениями о мишени алкогольной
интоксикации плода во время внутриутробного развития. Известно, что стволовые и
подкорковые структуры к моменту рождения ребенка уже на 75 % сформированы, а
значит, подвергшись действию неблагоприятных факторов, в дальнейшем будут
функционировать в искаженном режиме. Основной задачей коррекционной работы с детьми
данной группы является перестройка уже неблагоприятно сложившихся форм их
эмоционального реагирования и поведенческих стереотипов, а также обогащение
представлений об окружающем мире. Важно обогащать словарный запас и
инициировать активную речь ребенка для того, чтобы она смогла стать регулятором
всей психической деятельности. Таким образом, наряду с методами
нейропсихологической коррекции для этих детей необходима психотерапевтическая и
развивающая работа. Важное место может быть отведено игротерапии в сочетании с
арттерапевтическими приемами, что позволяет решать задачи эмоциональной
коррекции и развивать приемы общения со сверстниками, помогает снятию
эмоционального напряжения и способствует развитию моторных навыков.
Второй симптомокомплекс
характеризовался нарушением вербальных функций у обследованных детей. На первый
план выступали нарушения мнестической функции в слуховой сфере, в нескольких
случаях сочетавшиеся с трудностями фонетико-фонематического анализа. В
структуре мнестического дефекта ведущую роль играло нарушение избирательности
непосредственного воспроизведения заучиваемых слов. У детей была замечена недостаточность
программирования, целенаправленности и контроля над собственной деятельностью,
что было очевидно связано с несформированностью регулирующей функции речи. Описываемая
структура психологических нарушений позволяет предположить нарушение
функционирования височно-лобных медиобазальных структур в сочетании с
функциональной недостаточностью префронтальных отделов левого полушария. Таким образом, в коррекционной работе с данной группой детей
на первый план выдвигаются коррекционно-развивающие занятия с логопедом.
Необходимы также комплексные занятия,
направленные на развитие моторных навыков, снятие эмоционального напряжения и
улучшения коммуникации и нейропсихологические занятия для элиминации дефицита
функций программирования, целеполагания и контроля над собственной
деятельностью.
Третий вариант нарушения высших
психических функций у детей с алкогольной наследственностью встречается реже и
представляет собой смешанное страдание как вербальных, так и невербальных
процессов. Речевые функции максимально нарушены, так же как и в предыдущей
группе, в звене мнестической деятельности, но как при непосредственном
запоминании, так и на следах памяти, что проявлялись значительным сужением объема
запоминаемой информации. Процессы
переработки и хранения информации искажались и в зрительной сфере, а это
позволяет говорить о модально-неспецифических нарушениях памяти у этих детей. В
большинстве случаев дефицит мнестической функции сочетался с несостоятельностью
пространственных представлений практически
по всем параметрам, максимальное количество ошибок отмечалось в звене
оптико-пространственной деятельности в виде структурно-топологического
искажения образа, а так же большого количества метрических, координатных и
проекционных ошибок. Описанная выше
структура дефицитарности психических процессов позволяет предположить функциональную
недостаточность срединных, в первую очередь гипоталамо-диэнцефальных, структур
головного мозга с вовлеченностью в патологический процесс мозговых структур
правого полушария. Для коррекционной работы в этой группе детей максимально
необходимо использовать двигательные, изобразительные, игровые приемы,
музыкальную и телесноориентированную терапию, предлагаются нейропсихологические
занятия для коррекции пространственных представлений ребенка.
Таким образом, проведенное нейропсихологическое обследование
состояния высших психических функций у детей с алкогольной наследственностью
позволяет говорить о патологическом состоянии субкортикальных структур
головного мозга у всех детей. Кроме того, были выявлены дети с вербальным
характером дефицита познавательных процессов, что говорит о легкой незрелости
височно-лобных структур левого полушария, и дети с признаками дисфункции
срединных образований мозга и гипофункции правого полушария. Для успешного
обучения и социальной адаптации таких
детей необходима правильная организация процесса обучения и коррекционно-развивающая работа логопеда,
психотерапевта, нейропсихолога при обязательной медикаментозной поддержке этих
детей. |