С какого возраста ребенок начинает говорить? Какие навыки малышу нужно приобрести к школе? В чем заключается работа логопеда? Об этом и многом другом нам рассказала директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Баху Камильевна Айгунова.
- В логопедические группы детских садов принимают детей с общим недоразвитием речи. Сейчас некоторые логопедические группы детских садов переполнены. Логопеды нашего центра ведут занятия с так называемыми домашними детьми или воспитанниками детских садов, где нет логопедических групп.
- Как часто проводятся занятия в вашей логопедической группе?
- К нам ходит всего несколько детей с общим недоразвитием речи. С остальными ребятами наши специалисты занимаются правильной постановкой звуков в рамках подготовки к школе. Занятия проходят несколько раз в неделю. Расписание занятий согласовывается с родителями и выстраивается таким образом, чтобы малыши успевали их посещать после детского сада.
- Баху Камильевна, с какого возраста можно определить, что ребенок нуждается в помощи логопеда?
- Уже в двух-трехлетнем возрасте специалисты-логопеды могут определить, есть ли у ребенка нарушения речи или нет. Однако логопедические занятия с ребенком рекомендуется начинать не раньше четырех лет. В любом случае, каждому ребенку нужна индивидуальная консультация профессионального логопеда.
- Если ребенок уже ходит в логопедическую группу детского сада, может ли он дополнительно посещать занятия в центре реабилитации и коррекции?
- В нашем центре ведут занятия как логопед, так и специалист-дефектолог. Если в детском саду ребенок уже занимается с логопедом, то, учитывая индивидуальную методику обучения каждого специалиста, мы не рекомендуем проводить занятия с другим логопедом.
- С какого возраста нужно обращать внимание на речь ребенка?
- Уже в годовалом возрасте малыш должен говорить первые слова. В этом возрасте активный словарь (слова, которые малыш произносит) ребенка должен составлять от пяти до пятнадцати слов. Пассивный же словарь (речь, которую ребенок понимает при обращении к нему) должен насчитывать не менее 30-35 слов. К двум годам должны появиться простые фразы, состоящие хотя бы из двух слов: "Дай воды", "Пойдем гулять" и т.д. К трем годам ребенок должен говорить довольно распространенными предложениями, употребляя предлоги и окончания. Уже в четыре года у детей словарный запас должен составлять более тысячи слов (!). Именно в это время начинается возраст "почемучек" - малыши начинают задавать вопросы "Как?" и "Почему?". У детей появляются сложные ролевые игры со своим сюжетом и словами. Дети уже умеют обобщать окружающие их предметы, классифицировать их (например; фрукты, овощи, цвета). Пятилетние дети должны знать и различать предметы одежды, мебели. У ребенка должен быть достаточно большой словарный запас, чтобы он сам мог объяснить то или иное действие. Следует помнить, что до шестилетнего возраста малыш лучше всего познает окружающий его мир в игровой форме. Если ребенок в игре научится принимать правила, контролировать свое поведение, общаться с детьми, то в школе у него не возникнет проблем с обучением. Хочу напомнить, что раннее обучение и "натаскивание" с трех-четырехлетнего возраста (различные кружки, обучение чтению и т.д.) недопустимо. До шести лет у ребенка преобладает активность правого полушария головного мозга, которое отвечает за образное мышление, за то, как малыш воспринимает информацию. В это время развиваются эмоции и чувства. Если раньше времени начать стимулировать работу левого полушария, отвечающего за мыслительную деятельность, то развитие правого полушария будет заторможено. Это приводит к тому, что ребенок становится капризным, беспокойно спит и плохо вступает в контакт с другими людьми. Именно поэтому сажать за парту ребенка можно не раньше шести лет, когда он уже готов к регулярным занятиям.
- Что должен уметь ребенок перед тем, как идти в школу?
- Он должен уметь считать хотя бы до десяти, знать цвета и оттенки, простейшие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). Дошкольник должен безошибочно называть времена года, точно называть место своего проживания и своих родителей. Кроме того, ребенок должен уметь устанавливать причинно-следственные связи (действия и поступки людей, которые происходят вокруг него и перед его глазами), уметь обобщать предметы, сравнивать их и классифицировать. Он должен легко учить стишки, иметь развитую зрительную память (нормой считается, если малыш запомнил шесть-девять показанных ранее предметов). Устойчивое внимание и интерес к различным видам деятельности также являются показателем готовности ребенка к школе. Эти и многие другие навыки дошкольника определяются психолого-педагогической комиссией, которая дает заключение о готовности ребенка к школе. Если есть речевые нарушения, которые вовремя не выявили и не исправили, в дальнейшем это может негативно сказаться на психическом развитии ребенка. Именно поэтому лучше обратиться к специалистам нашего центра, которые всегда готовы помочь. |