Итак, ваш малыш вырос… Прошли выпускные утренники в детских садах, а впереди ребенка ждет интересный и волнующий мир школы. Совсем скоро он пойдет «первый раз в первый класс». Готов ли ваш ребенок к школе? Несложные советы и правила для родителей будущих первоклассников сегодня на страницах «Городка» дает психолог Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Александр Сергеевич Малыгин.
Прежде всего, следует помнить, что возрастные особенности шестилетнего ребенка, начинающего обучение в школе, существенно отличаются от детей семилетнего возраста. Основное отличие заключается в том, что у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее. В этом возрасте ребенок хочет играть гораздо больше, чем учиться. Поэтому родителям не стоит торопиться отдавать свое чадо в школу даже в том случае, если ребенок хорошо умеет читать и считать. Шестилетний первоклассник по уровню психического развития остается до- школьником. Он сохраняет особенности наглядно-образного мышления, преобладают особенности внимания, присущие ребенку дошкольного возраста. Что же должна включать подготовка ребенка к школе?
Пусть меня научат Прежде всего, родителям необходимо закреплять положительное отношение ребенка к школе. Никогда не запугивайте малыша, рассказывая «страшилки» о школе, а наоборот делитесь своими положительными воспоминаниями о вашей школьной жизни. Чтобы научить ребенка слушать и слышать учителя, при общении с ним используйте игры с правилами (лото, шашки, подвижные игры). Здесь важно следить за тем, чтобы ребенок выполнял правила игры. Развивайте в ребенке умение и желание думать. В этом вам поможет решение вместе с ним логических задач: загадок, ребусов, кроссвордов. Всегда поощряйте своего ребенка, когда он пытается доказывать свою точку зрения. При этом сами уважительно относитесь к ней. До 1 сентября ребенок должен научиться считать, ориентироваться в числовом ряду, иметь пространственно-временные представления (лево-право, верх-низ, раньше-позже, вчера-завтра). Нередко из детского сада дети выходят с недоразвитием в пространственном отношении, не могут быстро ориентироваться в понятиях «влево-вправо, вверх-вниз». Развивайте мелкую моторику руки: вместе с ребенком рисуйте, раскрашивайте, лепите, собирайте мозаику. Учите своего ребенка читать. Закрепляйте представление ребенка о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях. Предложите ребенку назвать звук, с которого начинается слово. Знакомить с буквами желательно тогда, когда ребенок уже начнет читать по слогам. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок непременно знал алфавит, то загляните в словарь или учебник русского языка. Однако знание алфавита вовсе не обязательно при поступлении ребенка в школу. Понимание того, что буквы и звуки - это вовсе не одно и то же, поможет вашему ребенку в овладении письмом.
Скажи мне, кто твой друг… Каждый ребенок должен уметь общаться со сверстниками. При общении с ребенком называйте его друзей по именам. Никогда не критикуйте сверст- ников ребенка! Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в их играх. И, конечно же, объясните ему правила общения с учителями и другими взрослыми людьми. Рассказывайте ребенку о правилах поведения в коллективе и закрепляйте их своим примером, чтобы он соблюдал социальные и эстетические нормы. Вырабатывайте в своем ребенке положительное отношение не только к себе, но и к другим, отмечайте его хорошие поступки и успехи. Требований и запретов не должно быть много, но если есть установленные правила, то они должны всегда и везде соблюдаться всеми членами семьи. Кроме того, требования должны быть обоснованными и понятными, поэтому кратко и доступно объясните их вашему ребенку. Для каждого ребенка важно понимание и общение с обоими родителями. Не забывайте, что у вашего ребенка могут быть свои проблемы и свое мнение. Каждый ребенок должен получать хорошее физическое развитие. Не забывайте о физических упражнениях. Игры на свежем воздухе, плавание в бассейне, лыжи, велосипед всегда помогут будущему ученику окрепнуть и развить координацию движений. |