Среда, 24-Апреля-2024, 08:35:44
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЛАНЕТА Я"

Поиск
Меню сайта
Федеральный проект
Друзья
Категории раздела
Наши статьи [32]
Статьи и интервью [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Подростки
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
 ГРУППЫ РИСКА
Айгунова Б.К.,
 канд. психол. наук, директор МОУ ЦППРиК,
г. Красноармейск

 

Проблемы поведения и дезадаптации  подростков  обусловлены неблагополучием в семье, что приводит к нарушениям развития их личности. По современным представлениям к группе риска психологи относят детей и подростков, имеющих два вида риска – риск в отношении собственного развития личности и социальный риск в обществе. Нарушения взаимоотношений в семье приводят к сложностям и трудностям социализации подростков в образовании и обществе, способствуют негативным взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками, появлению дефицита навыков просоциального поведения, отсутствию умений выйти из трудной жизненной ситуации. В наиболее выраженной форме перечисленные деструкции наблюдаются в подростковом возрасте. Школьные психологи, социальные педагоги, учителя, классные руководители часто сталкиваются с ситуациями, в которых взаимоотношения в классе влияют на проявление личностных особенностей подростков группы риска, что приводит к их отторжению  со стороны  сверстников. Сложности переходного периода и нерешенные личностные проблемы подростков группы риска затрудняют их нормальное развитие.

Значимую роль в подростковом возрасте приобретает система межличностных отношений  с референтной группой школьного класса, которая зависит от их статуса и личностных особенностей. Остаются открытыми вопросы раннего выявления факторов семейного риска в развитии личности подростков. Эти обстоятельства требуют разработки форм, видов оказываемой психологической помощи подросткам группы риска, которая лежит в основе системы реабилитации и профилактики поведенческих девиаций.

        В нашем исследовании приняли участие 88 учащихся 6-8 классов школ города Красноармейск, Московской области, а также их родители.

В работе использовались методы исследования: сравнительный анализ, методы математико-статистической обработки и интерпретации данных, эксперимент, а также ряд методик: опросник типов межличностных отношений, адаптированный Л.Н. Собчик;  опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» С.С. Гончаровой; опросник «Взаимодействие  родитель-ребенок» (подростковый  вариант) И.М. Марковской; тест «Способы поведения в конфликте» К.  Томаса; социометрия; личностный  дифференциал (адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева); самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса –Дарки); определение индекса групповой сплоченности Сишора; социально - перцептивная дифференциация малых групп (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко);   диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан);  «Незаконченные предложения» Сакса и Леви.  

У подростков группы риска, по сравнению с обычными подростками, были выявлены следующие особенности личностного развития: низкий уровень ответственности, высокая подозрительность, чувство вины, озлобленность, использование неконструктивных способов преодоления негативных ситуаций, негативная система отношений подростка к будущему, прошлому, матери, друзьям и классу. Показано, что негативные  личностные особенности  подростков группы риска обусловлены нарушениями взаимоотношений с матерью,  что проявляется в низком уровне доверия, нетребовательности, отсутствии взаимопомощи, низком авторитете, неудовлетворенности и эмоциональной холодности матери.

Также выявлено, что подростки группы риска имеют разный статус в учебной  и досуговой деятельности класса. В учебной деятельности преобладает низкий и средний статус, в досуговой деятельности – средний статус при низком уровне сплоченности учебной группы, что способствует относительной удовлетворенности подростков группы риска взаимоотношениями в классе.  Для  подростков группы риска личностные качества сверстников являются более значимыми в их взаимоотношениях, по сравнению со статусом.

       Были отмечены различия личностных особенностей подростков группы риска, взаимосвязанные со статусом в отдельных видах деятельности – учебной и досуговой. В учебной деятельности  подростки группы риска отличаются следующими личностными особенностями при низком статусе: низким уровнем сотрудничества и компромиссного поведения; более позитивным отношением к отцу; негативным отношением к другим, своему прошлому, автономности и строгости матери. В досуговой деятельности выявлены следующие личностные особенности при среднем статусе: поиск виновных, негативизм, косвенная агрессия.

       Статус подростков группы риска в учебной  деятельности имеет наиболее тесные взаимосвязи с негативным отношением к себе и классу,  стремлением к принятию  себя, особенностями семейных отношений. В досуговой деятельности статус подростков группы риска наиболее тесно взаимосвязан с позитивным отношением к себе, классу,  доброжелательностью и доминантностью.  

 Нами были проанализированы гендерные особенности подростков группы риска. Девочки группы риска, по сравнению с мальчиками,  характеризуются нарушениями эмоциональных отношений с матерью, негативным отношением к своему прошлому и будущему; у них выражены разнообразные виды агрессии; в трудных ситуациях преобладает неадекватно заниженная самооценка. Мальчики группы риска характеризуются повышенным чувством  вины, низкими показателями коллективистической направленности, негативным отношением к матери. В конфликтной ситуации у них преобладает стратегия избегания, они отличаются неумением анализировать проблемы, недоверием к другим.

          Несомненно, с такой категорией подростков необходимо работать.  Это, в первую очередь,  программы развития личности, групповая развивающая работа с классом и работа с родителями подростков.

Категория: Наши статьи | Добавил: katydd (24-Февраля-2012)
Просмотров: 1555 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar