ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА
Айгунова Б.К., канд. психол. наук,
директор МОУ ЦППРиК,
г. Красноармейск
Проблемы
поведения и дезадаптации подростков обусловлены неблагополучием в семье, что
приводит к нарушениям развития их личности. По современным представлениям к
группе риска психологи относят детей и подростков, имеющих два вида риска –
риск в отношении собственного развития личности и социальный риск в обществе.
Нарушения взаимоотношений в семье приводят к сложностям и трудностям социализации
подростков в образовании и обществе, способствуют негативным взаимоотношениям
со взрослыми и сверстниками, появлению дефицита навыков просоциального
поведения, отсутствию умений выйти из трудной жизненной ситуации. В наиболее
выраженной форме перечисленные деструкции наблюдаются в подростковом возрасте. Школьные
психологи, социальные педагоги, учителя, классные руководители часто
сталкиваются с ситуациями, в которых взаимоотношения в классе влияют на
проявление личностных особенностей подростков группы риска, что приводит к их
отторжению со стороны сверстников. Сложности переходного периода и нерешенные личностные проблемы подростков
группы риска затрудняют их нормальное развитие.
Значимую роль в подростковом возрасте
приобретает система межличностных отношений
с референтной группой школьного класса, которая зависит от их статуса и
личностных особенностей. Остаются открытыми вопросы раннего выявления факторов
семейного риска в развитии личности подростков. Эти обстоятельства требуют
разработки форм, видов оказываемой психологической помощи подросткам группы
риска, которая лежит в основе системы реабилитации и профилактики поведенческих
девиаций.
В
нашем исследовании приняли участие 88 учащихся 6-8 классов школ города
Красноармейск, Московской области, а также их родители.
В работе использовались методы исследования: сравнительный
анализ, методы математико-статистической обработки и интерпретации данных,
эксперимент, а также ряд методик: опросник
типов межличностных отношений, адаптированный Л.Н. Собчик; опросник «Способы преодоления негативных
ситуаций» С.С. Гончаровой; опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (подростковый вариант) И.М. Марковской; тест «Способы поведения
в конфликте» К. Томаса; социометрия; личностный дифференциал (адаптированный в НИИ им. В.М.
Бехтерева); самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант
Басса –Дарки); определение индекса групповой сплоченности Сишора; социально -
перцептивная дифференциация малых групп (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко); диагностика мотивов аффилиации
(А.Мехрабиан); «Незаконченные
предложения» Сакса и Леви.
У подростков группы риска, по сравнению с обычными
подростками, были выявлены следующие особенности личностного развития: низкий
уровень ответственности, высокая подозрительность, чувство вины, озлобленность,
использование неконструктивных способов преодоления негативных ситуаций,
негативная система отношений подростка к будущему, прошлому, матери, друзьям и
классу. Показано, что негативные личностные
особенности подростков группы риска
обусловлены нарушениями взаимоотношений с матерью, что проявляется в низком
уровне доверия, нетребовательности, отсутствии взаимопомощи, низком авторитете,
неудовлетворенности и эмоциональной холодности матери.
Также выявлено, что подростки группы
риска имеют разный статус в учебной и
досуговой деятельности класса. В учебной деятельности преобладает низкий и
средний статус, в досуговой деятельности – средний статус при низком уровне
сплоченности учебной группы, что способствует относительной удовлетворенности подростков
группы риска взаимоотношениями в классе. Для
подростков группы риска личностные качества сверстников являются более
значимыми в их взаимоотношениях, по сравнению со статусом.
Были отмечены
различия личностных особенностей подростков группы риска, взаимосвязанные со
статусом в отдельных видах деятельности – учебной и досуговой. В учебной
деятельности подростки группы риска
отличаются следующими личностными особенностями при низком статусе: низким
уровнем сотрудничества и компромиссного поведения; более позитивным отношением
к отцу; негативным отношением к другим, своему прошлому, автономности и
строгости матери. В досуговой деятельности выявлены следующие личностные
особенности при среднем статусе: поиск виновных, негативизм, косвенная
агрессия.
Статус
подростков группы риска в учебной
деятельности имеет наиболее тесные взаимосвязи с негативным отношением к
себе и классу, стремлением к
принятию себя, особенностями семейных
отношений. В досуговой деятельности статус подростков группы риска наиболее
тесно взаимосвязан с позитивным отношением к себе, классу, доброжелательностью и доминантностью.
Нами были
проанализированы гендерные особенности подростков группы риска. Девочки группы
риска, по сравнению с мальчиками,
характеризуются нарушениями эмоциональных отношений с матерью, негативным
отношением к своему прошлому и будущему; у них выражены разнообразные виды
агрессии; в трудных ситуациях преобладает неадекватно заниженная самооценка. Мальчики
группы риска характеризуются повышенным чувством вины, низкими показателями
коллективистической направленности, негативным отношением к матери. В конфликтной
ситуации у них преобладает стратегия избегания, они отличаются неумением
анализировать проблемы, недоверием к другим.
Несомненно,
с такой категорией подростков необходимо работать. Это, в первую очередь, программы развития личности,
групповая развивающая работа с классом и работа с родителями подростков. |