Среда, 24-Апреля-2024, 02:15:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЛАНЕТА Я"

Поиск
Меню сайта
Федеральный проект
Друзья
Категории раздела
Наши статьи [32]
Статьи и интервью [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Подростки

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Айгунова Б.К., канд. психол. наук,  директор; Курганская Е.Г., Шаламова В.Н.,  Кобозева Л.В., Барышникова Е.В., Дищенко Е.Д., Шитова И.А. педагоги-психологи МБОУ ЦППРиК «Планета Я» г.о. Красноармейск Московской области

Ежегодно в общеобразовательных школах  города Красноармейска Московской области проходит антинаркотическая акция «В XXI веке без СПИДа и наркотиков». Задача этого мероприятия - профилактика наркотической, алкогольной и других видов зависимостей, отклоняющегося поведения подростков. Специалисты муниципального бюджетного образовательного учреждения центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Планета Я»   проводят занятия в школах, направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни. В октябре 2012 года психологи проводили беседы с учащимися 6 - 10 классов о жизненных ценностях в современном мире, делали акцент на осознании личной позиции школьников в выборе профессии и ответственности за сохранение и укрепление физического и психического здоровья как первостепенной ценности. Обсуждались ценности современного мира и их влияние на действия, поступки, поведение людей в целом и, особенно, в ситуациях выбора жизненного пути. С учащимися 8-10 классов был продолжен разговор о путях выбора профессии, о том, как ценности влияют на этот выбор.

Целью наших бесед с ребятами было:

·       актуализировать имеющиеся у школьников знания по жизненным ценностям и соотнести их с общечеловеческими ценностями;

·       дать возможность подросткам определить свои жизненные ценности в настоящий момент и спрогнозировать их влияние на дальнейший жизненный выбор;

·       помочь учащимся определить приоритетные жизненные ценности;

·        дать толчок школьникам в осознании личной позиции в выборе профессии и ответственности за сохранение и укрепление физического и психического здоровья как первостепенной ценности;

·       помочь школьнику сделать акцент на реальные жизненные условия при выборе профессии;

·       показать, какое место будет занимать профессия в жизни и как психическое и физическое здоровье в настоящий момент будет способствовать реализации профессиональной карьеры или станет проблемой в достижении цели;

·       связать представление о ценности здоровья с выбираемой профессией.

     Для этого нами была разработана и предложена учащимся анкета, диагностический экспресс-опросник по оценке здоровья, анкета по определению жизненных ценностей и выбору профессии и проведен анализ выбора учащимися будущей профессии. В исследовании участвовало 1160 учащихся 8-10 классов школ г. Красноармейска.

     Результаты проведенного анкетирования по определению жизненных ценностей можно условно разделить на 2 блока: был проанализирован выбор значимых и отвергаемых жизненных ценностей у детей и подростков, а так же выявлены социальные сферы, в которых дети испытывают наибольшие затруднения.

     Приятно отметить, что учащиеся 6-7-х классов выстраивали свои ценностные предпочтения в соответствии с общепринятыми человеческими нормами: на первом месте у большинства детей стоят семейные ценности, далее – друзья, здоровье. В 6-х классах дети на четвертое место ставят учебу, а вот в 7-х классах четвертое место по значимости занимает любовь, только потом – учеба. Дети младшего подросткового возраста только учатся выстраивать близкие дружеские отношения со сверстниками, поэтому для них очень важно переживание первой влюбленности и настоящей дружбы. Далее в рейтинге ценностей стоят деньги. Несмотря на то, что материальные ценности в данном «топе» не занимают первое место, но в качестве проблемной темы от 21% до 12% учащихся 6-8 классов заявили как раз «проблемы с деньгами». Для детей этого возраста характерно несоответствие между желаниями и возможностями. Всегда хочется иметь больше, потому что это есть у кого-либо из друзей, но дети учатся планировать свои расходы и для этого необходимо, что бы у подростков была возможность распоряжаться карманными деньгами. Важно, что бы ребенок научился учитывать реальное финансовое состояние родителей и имел возможность получить то, что есть у большинства его друзей.   Подростки, не достигшие 14 лет,  остро переживают ограничения в карманных расходах и невозможность самостоятельно зарабатывать. 

     К 15 годам (8 класс) перед детьми начинает вставать новая задача – выбор профессии, повышается уровень самосознания, самоопределения в профессиональной сфере. Ценности, на которые ориентируются дети при выборе профессии - семья, отдых, карьера. Семья – это не только бабушки, дедушки, родители, братья и сестры, другие родственники, но и члены будушей семьи, продолжатели рода. Предпочтение семейных ценностей предполагает способность заботиться о близких, ставить их интересы выше собственных.      Вторая предпочитаемая ценность – это отдых, который конечно необходим для полноценной жизни, однако приоретет этой жизненной ценности над остальными может свидетельствовать об эмоциональной незрелости или хронической усталости. Третье место в рейтинге ценностных ориентаций у пятнадцатилетних подростков занимает карьера: продвижение вверх по служебной лестнице оценивается детьми  как успех в жизни. Но повышение по службе как самоцель может тормозить профессиональный рост специалиста.

     Наши наблюдения и анализ проведенного анкетирования позволяет говорить, что лишь у небольшой части детей, занимающихся с повышенной нагрузкой и  мотивированных на получение знаний, действительно может идти речь об усталости от учебы. Но в большинстве своем дети занимают потребительскую позицию по отношение к обществу – они ориентированы на создание семьи, развлечения и карьеру, но отвергают необходимость жертвовать своими интересами ради других, не видят надобности в проявлениях милосердия и сострадания, а также отрицают значимость творчества как жизненной ценности. Все эти ценности попали в число отвергаемых подростками, и это говорит о кризисе ответственности у детей и подростков в нашем обществе, о снижении способности к целеполаганию, неопределенных и размытых представлениях о себе и своем будущем. Дети не стремятся к творчеству, так как у них нет ясной цели в жизни, а само по себе творчество - это  требует слишком много энергетических затрат, подростки настроены на получение благ в виде семьи, развлечений и успешной карьеры, а не на усилия со своей стороны.  Незначимо для детей также и стремление к славе, что говорит о достаточно развитой уверенности в себе, так как необходимость постоянной поддержки в виде внимания со стороны окружающих свойственна неуверенным людям.  К тому же наше время отличается отсутствием кумиров у современной молодежи. К 10 классу  у части детей в отвергаемые попадают также и семейные ценности, и отдых, позволяя нам предположить наличие неустойчивости жизненных позиций. Материальная обеспеченность как жизненная ценность имеет низкую значимость, но не отвергается,  значит,  дети не готовы выполнять тяжелую, неинтересную, неприятную или опасную работу лишь за хорошее вознаграждение, а ориентируются на квалифицированный труд.

     Здоровье как фактор выбора профессии не учитывается подростками,  что было выявлено также в прошлом году. Хотя здоровье и не должно быть самоцелью, здоровый образ жизни и отсутствие вредных привычек помогают чедовеку достичь своих целей. На занятиях мы еще раз напомнили детям, что хорошее здоровье – это важный фактор полноценной жизни и успешной карьеры.

     Возвращаясь к социальным сферам, которые учащиеся выделяют как проблемные, можно сказать, что кроме материальных проблем подростков чаще всего беспокоят отношения с окружающими – в среднем 20% всех опрошенных учеников 6-10 классов. Максимальный процент детей, испытывающих затруднения в отношениях с окружающими, приходится на учащихся  8 классов - 32%. Подростки этого возраста выделяют самое большое количество проблемных социальных сфер вообще: семья, размышления о смысле жизни, деньги, школьные проблемы, переживание чувства неполноценности. Двадцать процентов восьмиклассников заявляют как проблемную сферу – отношение к алкоголю и наркотикам. Стремление к взрослой жизни, желание повысить свой социальный статус в подростковом коллективе толкают подростков на первые пробы алкоголя и наркотиков. К сожалению, в этом возрасте у детей появляются и реальные возможности приобрести психоактивные вещества. Можно предположить, что у них появляется возможность самостоятельно  заработать деньги, также недобросовестные продавцы отпускают детям любой товар.

     Необходимо отметить, что к этому возрасту большинство подростков перестают посещать кружки или секции, в которые их раньше записали родители. Только небольшой процент ребят имеют постоянные увлечения, например, спорт, большинство же детей этого возраста предоставлены сами себе, часто  находятся под влиянием группы и поддаются негативному влиянию со стороны неконтролируемой информации в Интерненте.

     Для подростков 6-8 классов напряженной сферой является переживание любви: 13% учащихся 6-х классов, 8% - в 8-х классах отметили как проблему – несчастную любовь. С повышенной ценностью любви и близких межличностных отношений между сверстниками связано и напряжение в области добровольного ухода из жизни. Дети в 6-7 классах идеализируют смерть и не задумыватся о необратимости последствий суицидальных действий. Поддерживают размышления о добровольном уходе из жизни и СМИ, где постоянно обсуждается темы смерти, насилия и самоубийства, а также всевозможные компьютерные игры,  использующие оружие и эксплуатирующих тему убийства.

     К 9-10 классу напряженность и количество проблемных социальных сфер снижается. Лидирует по-прежнему сфера отношений с окружающими (19%), лишь 5% детей выделяют как проблемную сферу денег, 4% - испытывают трудности в школе и имеют сниженную самооценку. В целом можно говорить о формировании адаптационных механизмов личности.

     При обработке данных анкеты «Здоровье» мы получили следующие результаты. Анализируя ответы на вопрос анкеты «Считают ли себя школьники здоровыми» мы получили в 86% случаях ответ «Полностью здоров» у учащихся 8 классов, 82,5% - у учащихся 9 классов, 73% - в 10 классах. Не имеют жалоб на различные недомогания: 40% учащихся 8 классов, 35,7% - учащихся 9 классов, 44,4% - в 10  классах. Самая часто встречающаяся жалоба на нарушения зрения - более 30%. Также около 30% учащихся отмечают наличие аллергических реакций. Хронические заболевания есть у 20% учащихся.

     Данные результаты показывают, что школьники знают о наличии тех или иных отклонений в состоянии своего здоровья. Но лишь около 80% учащихся понимают необходимость учитывать состояние своего здоровья при выборе профессии. Немногие школьники (20%) считают нужным получить рекомендации врача при выборе профессии. Отсюда можно сделать вывод, что старшеклассники, даже обладая знаниями о состоянии своего здоровья и имея представление о том, что необходимо учитывать состояние здоровья при выборе будущей профессии, эти знания не всегда используют. Поэтому можно предположить, что у  подростков пока достаточно низкий уровень самосознания и перспективного планирования. Профессия, выбранная без учета психических и физических возможностей, в течение первых двух лет трудовой деятельности может привести к ухудшению состояния здоровья, а в самых сложных случаях – к частичной или полной потере трудоспособности. Общее понятие здоровья, по определению Всемирной организации здравоохранения, включает в себя кроме физического здоровья, душевное и социальное благополучие. Если трудовая деятельность соответствуют психическим и физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на общем состоянии здоровья, вызывает ощущения социального благополучия. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует психологическим и физическим данным человека, то это может привести к проблемам не только со здоровьем, но и с психологическим благополучием и вызывает неудовлетворенность жизнью.

Свое профессиональное будущее учащиеся 8-10 классов видят следующим образом. Планы старшеклассников на дальнейшее построение карьеры распределились следующим образом:

Учащиеся 8-9 классов:

·       Около 50% изъявили желание продолжить учебу в школе.

·       В ПТУ, лицей, колледж, техникум планируют поступить – более 30%.

     Учащиеся 10 классов:

·       Около 70% планируют продолжить обучение в ВУЗе;

·       В ПТУ, лицей, колледж, техникум планируют поступить лишь 0,4%;

·       17% собираются пойти работать.

Остальные опрошенные школьники не определились со своими планами.

С выбором профессии определились чуть более 40% старшеклассников, сомневаются в выборе – 30%, совсем не определились – 30 %.

В выбираемых профессиях школьников привлекает:

·       соответствие профессии своим возможностям – 49%;

·       высокая оплата труда – 46%;

·       престижность – 39%;

·       полезность результатов деятельности – 35%;

·       возможность профессионального роста и продвижения по службе – 30%;

·       возможность трудоустройства – 20%.

     Таким образом, несмотря на то, что дети достаточно объективно учитывают свои возможности, ориентируются на высокую оплату труда, полезность и престижность выбранной профессии, думают о карьерном росте, но тем не менее, даже среди учащихся 10 классов только 20% ориентируются на реальный рынок труда и возможность трудоустройства.

     В ходе анализа результатов проведенного исследования сложился следующий рейтинг популярных профессий среди старшеклассников: лидируют с большим отрывом работники медицинской сферы (врач, фармацевт, фельдшер, медицинская сестра), далее, на втором месте, финансист, экономист, бухгалтер, программист; полицейский, военный, сотрудник МЧС, менеджер – на третьем месте.

     Несколько лет подряд психологи центра, проводя во всех школах города подобного рода анкетирование, наблюдают следующую картину: в ситуации жизненно важного выбора, такого как выбор профессии, ведущим в принятии решения является мнение родителей.  В такой же степени влияют на принятие решения средства массовой информации (Интернет, телевидение, журналы). В меньшей степени на выбор оказывают влияние друзья. И практически не учитываются рекомендации учителей и специалистов при выборе профессии. Тот факт, что роль родителей в выборе важных целей и принятии решений за эти годы снизилась и практически сравнялась с влиянием СМИ,  вызывает наше сожаление. Здесь возникает вопрос: «Насколько взрослые (родители, педагоги, психологи и другие близкие люди) согласны с тем, что молодые люди попадают под влияние Интернета и сомнительной информации глянцевых журналов»?

Хочется верить, что в результате этой акции нас удалось довести до старшеклассников, что только при наличии здоровья, при соблюдении разумного режима труда и отдыха, питания, воздержании от приобретения вредных привычек – употребления алкогольных напитков и токсических веществ, имеют смысл все другие ценности, в том числе и удовлетворение от работы. А любимая работа сама по себе может служить отличным лекарством от всего.

Категория: Наши статьи | Добавил: katydd (13-Мая-2013)
Просмотров: 969 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar