Организация
и содержание психолого-педагогического
сопровождения
в
МОУ ЦППРиК г. Красноармейска
Айгунова Баху Камильевна, директор центра, кандидат психологических наук
В нашем городе была разработана система
комплексного сопровождения детства (сначала программы от 0 до 3-х, потом до 18
лет) с 1993 г.,
которая подразумевает раннее вмешательство, коррекцию, компенсацию отклонений
психического развития детей. Результатом работы в данном направлении является
система психопрофилактических занятий, ранней диагностики, консультирования всех
субъектов образовательной среды. В первую очередь это раннее консультирование родителей
по поводу психического развития детей в рамках медосмотра с младенческого
возраста (табл.1). Задачами городских программ было динамическое
психологическое наблюдение за развитием детей с рождения и создание банка
полученных данных, цель которых состояла в раннем выявлении отклонений в
развитии. Для решения данных задач был запланирован осмотр психологом в рамках
медицинского осмотра всех детей города в возрасте 3 месяцев, 1 года, 3-х лет
перед посещением детского сада и перед поступлением в школу для определения уровня
психомоторного развития, психологической зрелости и готовности к школьному
обучению.
Ежегодно в рамках медосмотра психологический
мониторинг проходят порядка шестисот детей, из которых группу риска составляют
порядка 70 детей (психомоторное развитие которых ниже нормы), что составляет
примерно порядка 10%.
В зависимости от возраста и показателей риска в
развитии проводится коррекционная и консультативная помощь, а также направления
в другие учреждения для обследования и получения заключения. Эта работа
относится к превентивным мерам. Ранний мониторинг развития ребенка в целях
своевременного выявления нарушений и отклонений в развитии необходим для своевременной
коррекционной помощи, которая более эффективна на ранних этапах развития. Также опережающее консультирование
родителей. Проблемы не решаются сами
собой, требуется ранняя интервенция: значительный или постоянный конфликт между
родителями и ребенком, постоянный стресс в семье и распад семьи, множественный
проблемы большой интенсивности. Важна терапия в раннем возрасте, так как проблемы
начнут налагаться одна на другую, будут добавляться сложности с социализацией
на разных уровнях и с учебой.
Вместе с тем современные методы
диагностики отклонений в развитии с использованием вариантов диагностического
обучения позволяют выявить отклонения на разных возрастных этапах (1-3 лет)
развития ребенка. А это в свою очередь, дает возможность своевременно включить
ребенка в коррекционное обучение, направленное на предупреждение и профилактику
вторичных психических отклонений. Необходимо одновременно проводить
социально-психологический анализ развития детей и окружающей их микросреды.
Работая с ребенком необходимо прямо,
непосредственно вовлекать родителей или тех, кто воспитывает ребенка. Т.к.
родители оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие ребенка, на его
поведение. А некоторые типы родительского отношения и модели взаимодействия
родителя и ребенка могут служить причиной проблем ребенка или усугублять эти
проблемы. Возможности терапевта, взаимодействующего с ребенком один на один
бледнеют перед возможностями родителя произвести изменения, взаимодействуя со
своим ребенком. Часто родители разочаровываются, что они не могут просто
оставить ребенка на час в неделю и получить «волшебный результат». Тогда мы им
объясняем, что то, чего терапевт может
добиться, работая раз в неделю ничто по сравнению с результатами, которых могут
достичь родители, став своему ребенку «терапевтом» на всю неделю. Также
сообщаем родителям об экономической выгоде краткосрочной совместной терапии по
сравнению с долгосрочной индивидуальной. Дети учатся эффективно
взаимодействовать со сверстниками. Многие дети проходят через непослушание,
агрессивное поведение или гиперактивность в ходе нормального развития, у
большинства детей пик проблем в 3 года.
Помимо развивающих детско-родительских групп раннего возраста,
практикуется индивидуальная детско-родительска игровая терапия (ПИТ), где
показаниями являются проблемы в поведении и развитии (речевое развитие). Это
обосновано также эффективностью раннего вмешательства.
ТДРВ предназначен для детей со следующими проблемами:
·
внешние поведенческие проблемы, такие как:
непослушание, негативизм, вербальная агрессия, деструктивное поведение, аутодеструктивное
поведение;
·
симптомы пограничные с поведенческими
расстройствами: жестокое обращение с животными, воровство, лживость, склонность
к поджогам;
·
рассеянность, нарушения внимания, гиперактивность;
·
внутренние, психологические проблемы: низкая
самооценка, подавленное настроение, плаксивость, хныканье, перфекционизм,
генерализованная тревожность, избирательная тревожность;
·
проблемы в развитии: ЗПР, легкие и средние формы умственных
расстройств;
·
проблемы в отношениях между родителем и
ребенком (детьми): в контексте развода, усыновления;
·
последствия педагогической запущенности,
насилия.
Эффективность выше, если начать терапию раньше, так как:
-
Проблемы еще не
так укоренены и вплетены в жизнь ребенка;
-
Интервенция через
родителей наиболее эффективна, пока родители имеют на ребенка самое большое
влияние, и существует минимум конкурентных источников влияния
-
У маленьких детей
меньше ресурсов, чтобы подвергнуть сомнению и бросить вызов интервенции;
-
Маленькие дети
легче принимают новые ожидания в отношении поведения и менее критичны к
неожиданной демонстрации большого количества позитивного внимания родителями
-
Маленькие дети
даже с серьезными поведенческими проблемами продолжают демонстрировать
привязанность, любовь к родителям и способны на кооперацию. Это фундамент на
котором интервенция строится легче и которого у старших детей часто нет.
Тренинг
детско-родительских отношений способствует:
-
Построить теплые
эмоциональные отношения между родителем и ребенком
-
Родителям помогаю
увидеть многие положительные качества их детей
-
Учат как искренне
и с чувствами и тонко реагировать на детей и общаться с ними
-
Как относиться к
детям в соответствии с их уровнем развития
-
Учат
стимулировать развитие ребенка
-
Терапевты
идентифицируют и переопределяют неправильное понимание родителями плохого
поведения ребенка, что снижает гнев отношения построенные на принуждении
-
ß
-
поведение
ребенка улучшается
-
родители меньше требуют,
более довольны ребенком, дети в ответ тоже больше помогать и доставлять
родителям удовольствие
-
Для детей с
тревожностью, депрессией и средним негативизмом часто достаточно этой стадии
-
На второй
стадии ТДРВ (дисциплинарной) родители учатся:
-
Давать эффективные
указания
-
Быть
последовательными
-
Проходит в
контексте награждающих / поощряющих родительско-детских отношений
-
Потому эта стадия
идет после стадии построения отношений в игровой терапии
-
Стадии меняют
местами если дети очень агрессивны и нуждаются в освоении навыков контроля за
поведением до того как будут способны пройти игровую терапию. Или если это
умственно отсталые дети
Работа с детьми с РДА
С каждым
годом таких детей становится всё больше и больше. И в нашем центре мы начинали
работу с одним таким ребёнком сейчас их 5 (2 подростка и 4 дошкольника). Работа
с аутичными детьми требует особого подхода.
Основным и наиболее сложным является
установление контакта, этот процесс зачастую требует очень много времени.
Занятия с такими детьми требуют постоянного поиска, гибкости в применении
различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятий,
но действовать в большинстве случаев придётся в зависимости от ситуации и
желания ребёнка. Занятия должны проходить в атмосфере доброжелательности. Всё,
что происходит на занятии, сопровождается эмоциональным комментарием.
Важным моментом является организация среды:
1 условие – безопасность;
2 условие – обеспечение
комфорта и уюта;
3 условие – наличие
необходимого оборудования;
4 условие – поддержание
порядка (постоянства).
Помимо
работы в центре, диагностическая, психопрофилактическая и развивающая работа
проводится специалистами центра в образовательных учреждениях города. На
протяжении пяти лет специалисты центра работают совместно с педагогами МДОУ №4,
№1, №5, детский дом, СОШ №4, СОШ №1, гимназии.
Имеется удачный опыт развивающей работы
с педагогами образовательных учреждений, проводятся родительские собрания,
семинары, городские методические объединения педагогов-психологов и социальных
педагогов, где разбираются основные текущие моменты в работе, рассматриваются
диагностический и методический инструментарий, анализ диагностических срезов, происходит
координация усилий по психолого – педагогическому сопровождению в городе,
обсуждается последняя информация с региональных конференций и семинаров.
На сегодняшний день в МОУ ЦППРиК
функционируют 22 группы: 9 групп детей раннего возраста с родителями, 4 группы
дошкольников, 2 группы по психологической подготовке к школе, моторная группа, индивидуальная
и групповая работа по песочной терапии, группа детей младшего школьного
возраста, группа подростков (младших), группа
развития творческого мышления (младший
школьный и младший подростковый), 2 родительские группы. Помимо этого ведется
индивидуальная коррекционная работа педагогами-психологами, в логопункте, прием
семейного психотерапевта, песочная терапия. С сентября 2010 г. детско-родительские группы раннего возраста
посещало 95 семей.
Эти направления в работе способствуют важному опыту социальной адаптации в детском саду и младшей
школе. Для осуществления преемственности различных
этапов коррекционной работы, данное направление готовит детей к переходу в
дошкольное образовательное учреждение, где следующим этапом будет профилактическая
работа по адаптации к детскому саду и развивающие занятия с детьми дошкольного
возраста. Наши психологи выходят в дошкольные образовательные учреждения (там,
где нет психологов) и проводят развивающую работу с детьми дошкольного
возраста.
Чаще всего у проблемных детей
встречается сочетание различных факторов, обуславливающих их трудности. В базу
данных они вносятся по основному первичному диагнозу. Через консилиум центра за
прошедшие несколько лет прошло более семисот детей. Только в 2010 году – 168 человек. Проблему сотрудничества всех
субъектов единой системы профилактики мы решаем посредством ГМО (координация
усилий педагогов-психологов и социальных педагогов) и развитием адресной помощи
через систему взаимосвязанных консилиумов.
Целью
психологического сопровождения должно быть:
•
Развитие личностного самосознания (ценностей и
потребностей)
•
Успешное преодоление стрессов
•
Полноценное, позитивное взаимодействие с
внешним и внутренним миром
•
Достижение профессионального самосознания
В центре проводятся программы
профессионального самоопределения подростков, профессиональной ориентации.
Решение задач психолого-педагогического
сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного
взаимодействия психолога с ребенком, и
требует организации работы с педагогами и родителями как участниками
учебно-воспитательного процесса. В настоящее время педагогам приходится
работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования
испытывает потребность в педагоге – профессионале, способном к работе с
различными категориями детей.
В современной социокультурной ситуации
возрастает роль и ответственность семьи. Однако, как свидетельствует практика,
многие родители, даже ориентированные на активное участие в воспитании своих
детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии. Потому
организационная культура образовательного учреждения должна включать в работу факторы
психологической безопасности всех
участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. |