Четверг, 25-Апреля-2024, 04:31:37
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЛАНЕТА Я"

Поиск
Меню сайта
Федеральный проект
Друзья
Категории раздела
Наши статьи [32]
Статьи и интервью [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

психолого-педагогическое сопровождение

Организация и содержание  психолого-педагогического сопровождения

в МОУ ЦППРиК г. Красноармейска

 

 Айгунова Баху Камильевна, 

директор центра, кандидат психологических наук

 

         В нашем городе была разработана система комплексного сопровождения детства (сначала программы от 0 до 3-х, потом до 18 лет) с 1993 г., которая подразумевает раннее вмешательство, коррекцию, компенсацию отклонений психического развития детей. Результатом работы в данном направлении является система психопрофилактических занятий, ранней диагностики, консультирования всех субъектов образовательной среды. В первую очередь это раннее консультирование родителей по поводу психического развития детей в рамках медосмотра с младенческого возраста (табл.1). Задачами городских программ было динамическое психологическое наблюдение за развитием детей с рождения и создание банка полученных данных, цель которых состояла в раннем выявлении отклонений в развитии. Для решения данных задач был запланирован осмотр психологом в рамках медицинского осмотра всех детей города в возрасте 3 месяцев, 1 года, 3-х лет перед посещением детского сада и перед поступлением в школу для определения уровня психомоторного развития, психологической зрелости и готовности к школьному обучению.

Ежегодно в рамках медосмотра психологический мониторинг проходят порядка шестисот детей, из которых группу риска составляют порядка 70 детей (психомоторное развитие которых ниже нормы), что составляет примерно порядка 10%.  

В зависимости от возраста и показателей риска в развитии проводится коррекционная и консультативная помощь, а также направления в другие учреждения для обследования и получения заключения. Эта работа относится к превентивным мерам. Ранний мониторинг развития ребенка в целях своевременного выявления нарушений и отклонений в развитии необходим для своевременной коррекционной помощи, которая более эффективна на ранних этапах  развития. Также опережающее консультирование родителей. Проблемы не решаются сами собой, требуется ранняя интервенция: значительный или постоянный конфликт между родителями и ребенком, постоянный стресс в семье и распад семьи, множественный проблемы большой интенсивности. Важна терапия в раннем возрасте, так как проблемы начнут налагаться одна на другую, будут добавляться сложности с социализацией на разных уровнях и с учебой.

         Вместе с тем современные методы диагностики отклонений в развитии с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить отклонения на разных возрастных этапах (1-3 лет) развития ребенка. А это в свою очередь, дает возможность своевременно включить ребенка в коррекционное обучение, направленное на предупреждение и профилактику вторичных психических отклонений. Необходимо одновременно проводить социально-психологический анализ развития детей и окружающей их микросреды.

         Работая с ребенком необходимо прямо, непосредственно вовлекать родителей или тех, кто воспитывает ребенка. Т.к. родители оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие ребенка, на его поведение. А некоторые типы родительского отношения и модели взаимодействия родителя и ребенка могут служить причиной проблем ребенка или усугублять эти проблемы. Возможности терапевта, взаимодействующего с ребенком один на один бледнеют перед возможностями родителя произвести изменения, взаимодействуя со своим ребенком. Часто родители разочаровываются, что они не могут просто оставить ребенка на час в неделю и получить «волшебный результат». Тогда мы им объясняем, что  то, чего терапевт может добиться, работая раз в неделю ничто по сравнению с результатами, которых могут достичь родители, став своему ребенку «терапевтом» на всю неделю. Также сообщаем родителям об экономической выгоде краткосрочной совместной терапии по сравнению с долгосрочной индивидуальной. Дети учатся эффективно взаимодействовать со сверстниками. Многие дети проходят через непослушание, агрессивное поведение или гиперактивность в ходе нормального развития, у большинства детей пик проблем в 3 года.  Помимо развивающих детско-родительских групп раннего возраста, практикуется индивидуальная детско-родительска игровая терапия (ПИТ), где показаниями являются проблемы в поведении и развитии (речевое развитие). Это обосновано также эффективностью раннего вмешательства.

ТДРВ предназначен для детей со следующими проблемами:

·                внешние поведенческие проблемы, такие как: непослушание, негативизм, вербальная агрессия, деструктивное поведение, аутодеструктивное поведение;

·                симптомы пограничные с поведенческими расстройствами: жестокое обращение с животными, воровство, лживость, склонность к поджогам;

·                рассеянность, нарушения  внимания, гиперактивность;

·                внутренние, психологические проблемы: низкая самооценка, подавленное настроение, плаксивость, хныканье, перфекционизм, генерализованная тревожность, избирательная тревожность;

·                проблемы в развитии: ЗПР,  легкие и средние формы умственных расстройств;

·                проблемы в отношениях между родителем и ребенком (детьми): в контексте развода, усыновления;

·                последствия педагогической запущенности, насилия.

  Эффективность выше, если начать терапию раньше, так как:

-           Проблемы еще не так укоренены и вплетены в жизнь ребенка;

-           Интервенция через родителей наиболее эффективна, пока родители имеют на ребенка самое большое влияние, и существует минимум конкурентных источников влияния

-           У маленьких детей меньше ресурсов, чтобы подвергнуть сомнению и бросить вызов интервенции;

-            Маленькие дети легче принимают новые ожидания в отношении поведения и менее критичны к неожиданной демонстрации большого количества позитивного внимания родителями

-            Маленькие дети даже с серьезными поведенческими проблемами продолжают демонстрировать привязанность, любовь к родителям и способны на кооперацию. Это фундамент на котором интервенция строится легче и которого у старших детей часто нет.

 

Тренинг детско-родительских отношений способствует:

-          Построить теплые эмоциональные отношения между родителем и ребенком

-          Родителям помогаю увидеть многие положительные качества их детей

-          Учат как искренне и с чувствами и тонко реагировать на детей и общаться с ними

-          Как относиться к детям в соответствии с их уровнем развития

-          Учат стимулировать развитие ребенка

-          Терапевты идентифицируют и переопределяют неправильное понимание родителями плохого поведения ребенка, что снижает гнев отношения построенные на принуждении

-          ß

-          поведение ребенка улучшается

-          родители меньше требуют, более довольны ребенком, дети в ответ тоже больше помогать и доставлять родителям удовольствие

-          Для детей с тревожностью, депрессией и средним негативизмом часто достаточно этой стадии

-          На второй стадии ТДРВ (дисциплинарной) родители учатся:

-          Давать эффективные указания

-          Быть последовательными

-          Проходит в контексте награждающих / поощряющих родительско-детских отношений

-          Потому эта стадия идет после стадии построения отношений в игровой терапии

-          Стадии меняют местами если дети очень агрессивны и нуждаются в освоении навыков контроля за поведением до того как будут способны пройти игровую терапию. Или если это умственно отсталые дети

Работа с детьми с РДА

         С       каждым годом таких детей становится всё больше и больше. И в нашем центре мы начинали работу с одним таким ребёнком сейчас их 5 (2 подростка и 4 дошкольника). Работа с аутичными детьми требует особого подхода.

         Основным и наиболее сложным является установление контакта, этот процесс зачастую требует очень много времени. Занятия с такими детьми требуют постоянного поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятий, но действовать в большинстве случаев придётся в зависимости от ситуации и желания ребёнка. Занятия должны проходить в атмосфере доброжелательности. Всё, что происходит на занятии, сопровождается эмоциональным комментарием.

         Важным моментом является организация среды:

1 условие – безопасность;

2 условие – обеспечение комфорта и уюта;

3 условие – наличие необходимого оборудования;

4 условие – поддержание порядка (постоянства).

         Помимо работы в центре, диагностическая, психопрофилактическая и развивающая работа проводится специалистами центра в образовательных учреждениях города. На протяжении пяти лет специалисты центра работают совместно с педагогами МДОУ №4, №1, №5, детский дом, СОШ №4, СОШ №1, гимназии.

         Имеется удачный опыт развивающей работы с педагогами образовательных учреждений, проводятся родительские собрания, семинары, городские методические объединения педагогов-психологов и социальных педагогов, где разбираются основные текущие моменты в работе, рассматриваются диагностический и методический инструментарий, анализ  диагностических срезов, происходит координация усилий по психолого – педагогическому сопровождению в городе, обсуждается последняя информация с региональных конференций и семинаров.

         На сегодняшний день в МОУ ЦППРиК функционируют 22 группы: 9 групп детей раннего возраста с родителями, 4 группы дошкольников, 2 группы по психологической подготовке к школе, моторная группа, индивидуальная и групповая работа по песочной терапии, группа детей младшего школьного возраста,  группа подростков (младших), группа  развития творческого мышления (младший школьный и младший подростковый), 2 родительские группы. Помимо этого ведется индивидуальная коррекционная работа педагогами-психологами, в логопункте, прием семейного психотерапевта, песочная терапия. С сентября 2010 г.  детско-родительские группы раннего возраста посещало 95 семей.          

Эти направления в работе способствуют важному опыту  социальной адаптации в детском саду и младшей школе. Для осуществления преемственности различных этапов коррекционной работы, данное направление готовит детей к переходу в дошкольное образовательное учреждение, где следующим этапом будет профилактическая работа по адаптации к детскому саду и развивающие занятия с детьми дошкольного возраста. Наши психологи выходят в дошкольные образовательные учреждения (там, где нет психологов) и проводят развивающую работу с детьми дошкольного возраста.

         Чаще всего у проблемных детей встречается сочетание различных факторов, обуславливающих их трудности. В базу данных они вносятся по основному первичному диагнозу. Через консилиум центра за прошедшие несколько лет прошло более семисот детей.  Только в 2010 году –  168 человек. Проблему сотрудничества всех субъектов единой системы профилактики мы решаем посредством ГМО (координация усилий педагогов-психологов и социальных педагогов) и развитием адресной помощи через систему взаимосвязанных консилиумов.

Целью психологического сопровождения должно быть:

         Развитие личностного самосознания (ценностей и потребностей)

         Успешное преодоление стрессов

         Полноценное, позитивное взаимодействие с внешним и внутренним миром

         Достижение профессионального самосознания

 

     В центре проводятся программы профессионального самоопределения подростков, профессиональной ориентации.

         Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога  с ребенком, и требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса. В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге – профессионале, способном к работе с различными категориями детей.

         В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи. Однако, как свидетельствует практика, многие родители, даже ориентированные на активное участие в воспитании своих детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии. Потому организационная культура образовательного учреждения  должна включать в работу факторы психологической  безопасности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.

Категория: Наши статьи | Добавил: katydd (24-Февраля-2012)
Просмотров: 2770 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar