Пятница, 26-Апреля-2024, 00:25:15
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЛАНЕТА Я"

Поиск
Меню сайта
Федеральный проект
Друзья
Категории раздела
Наши статьи [32]
Статьи и интервью [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Ранний возраст

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста и их родителей в МБОУ ЦППРиК «Планета Я» городского округа Красноармейск Московской области.


Курганская Елена Георгиевна,

заместитель директора

МБОУ ЦППРиК «Планета Я»,

педагог-психолог высшей категории

 

 МБОУ ЦППРиК «Планета Я»  был создан в 1993 году и уже во время создания нашего центра мы задумывались о том, что в условиях маленького подмосковного города можно проводить профилактическую работу с детьми, начиная с раннего возраста. В 1994 году центр подписал договор с детской поликлиникой, по которому психологи и логопеды  были включены в систему медицинских осмотров. Мы консультируем родителей детей, начиная с трехмесячного возраста, далее – в год, перед поступлением в детское дошкольное учреждение, и потом мы сопровождаем детей в детском саду и школе. В настоящее время у нас в центре уже в течение нескольких лет проводится комплексная психопрофилактическая и развивающая программа «Мы растем», предназначенная для детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) и их родителей.

Необходимость профилактической работы с детьми раннего возраста и их родителей вытекала из практики психологического консультирования. На приеме у психолога родители часто интересуются развивающими занятиями с детьми, но в ходе беседы выясняется, что родители не ориентируются в нормах и периодичности развития детей, не могут правильно подобрать игрушки и не знают, в какие развивающие игры играть с детьми. Кроме того, ожидая места в детском саду, родители очень хотят, что бы их дети могли общаться со сверстниками, поэтому водят своих детей на все кружки, которые им кажутся полезными, не учитывая ранний возраст ребенка и его возможности. Сначала мы задумывали информационные занятия только для родителей для того, чтобы рассказать им о периодизации развития детей и помочь сориентироваться в море развивающей литературы и игрушек, ведь известно, что в раннем возрасте сверстники малышу пока неинтересны: и мир он воспринимает через родителей, и  партнером в играх является взрослый. Родители заинтересовались и пришли в центр, но вместе с детьми, так как их просто не с кем было оставить. И тогда мы разработали комплексныне занятия,  предназначенные для детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) и их родителей.

Комплексная психопрофилактическая и развивающая программа «Мы растем»  построена с учетом возрастных особенностей развития ВПФ у детей раннего возраста, основана на представлении о формировании мозговой организации психических процессов в онтогенезе и этапах межполушарного взаимодействия,  о воздействии внешних социальных влияний на все уровни в структуре ВПФ и на своевременное созревание мозговых структур.

Мы рассказываем родителям о сменах ведущих видов  деятельности у  ребенка  и их роли в развитии ВПФ. В раннем возрасте – до 1,5 лет - у ребенка формируется предметно-манипулятивная деятельность. На втором году жизни ребенок уже подражает  действиям взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Мы говорим родителям о том, чтобы дома они давали возможность детям наблюдать и подражать их бытовым действиям, ведь это первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребенка определенных личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок имеет возможность освоения социальных навыков. Мы почеркиваем на своих занятиях важность этого уникального перида детства их детей, в котором так активно и без затруднений ребенок осваивает огромный пласт социальных умений.

Таким образом, наша программа построена в основном на сотрудничестве с родителями.

Основная цель групповых комплексных совместных занятий с детьми раннего возраста  и родителями  – профилактика нарушений развития детей и нарушения детско-родительских отношений.

Задачи:

Способствовать повышению психологической грамотности родителей по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста.

·        Обучить родителей методам и приемам общения, воспитания, развивающих и обучающих игр с детьми.

·        Дать детям раннего возраста, не посещающим детские дошкольные учреждения, возможность получить  опыт общения со сверстниками во время игровой деятельности.

·        Формировать у детей и их родителей интерес к играм и продуктивным видам деятельности, а так же положительное отношение к результатам.

·        Знакомить детей и их родителей с новыми видами познавательной и продуктивной деятельности, игровыми и художественно-изобразительными приемами для использования в домашних условиях.

·        Способствовать полноценному развитию детей, то есть становлению правильной речи, развивать мышление, умение сосредоточиваться и удерживать внимание, углублять знания об окружающем мире, развивать целенаправленную двигательную активность,  обучить основам этикета.

·        Готовить детей  и их родителей  к поступлению в детский сад с целью предотвращения дезадаптивных процессов при поступлении в ДДУ;

·        Дать возможность родителям получить психологическую консультацию по проблемам развития и воспитания детей.

Занятия могут проводиться в группах численностью 6—8 детей. Группы формируются по возрасту с учетом уровня развития ребенка. Занятия проводятся совместно с родителями или лицами, их заменяющими. Родители должны включаться в занятия с ребенком полностью, принимать самое активное участие во всех играх и делах ребенка. Только если родитель сам делает все, что мы хотим от ребенка, и получает от этого удовольствие,  тогда ребенок по подражанию тоже будет с удовольствием участвовать в занятии.  Важно хвалить ребенка за все результаты деательности, которые получаются из его рук, так как первая самооценка детей в это время является тождественной той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности малыша в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.

  Программа состоит из 2 модулей, которые реализуются параллельно.

1 модуль: профилактические и развивающие занятия для детей от 1,5 до 3 лет с родителями.

Цель:  профилактика нарушений развития детей, обучение родителей методам и приемам оптимального взаимодействия с детьми и развивающим играм и занятиям.

Содержание занятий: комплексное развитие ребенка и детско-родительские взаимодействия.

Основные занятия имеют общую структуру: ритуал приветствия и установления контакта, развивающие упражнения и игры, физкультурный и музыкальный блок, продуктивные виды деятельности, ритуал помещения на выставку работ ребенка и эмоциональная поддержка родителей, ритуал прощания.

Обычно все занятие строится на одном сюжете - сказки, мультфильма, стихотворения, жизненного события (день рождения, поездка куда-либо и т. д.).

2 модуль: обучающие и профилактические занятия для родителей.

Цель - профилактика нарушений детско-родительских взаимоотношений и повышение психологической грамотности родителей:

Содержание: вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей раннего возраста.

Занятия с родителями предполагают информационную часть, разбор случаев, в том числе и непосредственно происходящих во время занятия, упражнения и  ответы на вопросы родителей.

Данная программа дает возможность, как диагностировать отклонения в развитии ребенка, так и проводить профилактическую, развивающую, а при необходимости и коррекционную работу с ребенком. Программа построена на постоянном обогащении взаимодействия родителя и ребенка, что позволяет решать задачи, связанные с профилактикой нарушения детско-родительских отношений и повышает психологическую грамотность родителей. Кроме того, в ходе реализации программы обязательно проводятся занятия, целью которых является подготовка ребенка и родителя к поступлению в ДДУ, что позволяет говорить и о профилактике дезадаптации ребенка в детском саду.

Занятия проводятся в течение учебного года, 2 раза в неделю,  Длительность основного блока  занятий с детьми – 10 -15 минут. Дополнительно в занятия включены игры и физические упражнения, что позволяет увеличивать время занятия с детьми до 30 минут. С родителями занятие продолжается 45 минут, в это время дети находятся в этом же помещении и заняты игровой деятельностью.

Для занятий необходим просторный кабинет, который может быть разделен на игровую зону, зону для занятий продуктивными видами деятельности и физкультурных занятий.  Оборудование для музыкальных, спортивных и развивающих занятий с детьми не требует вложений больших средств.

По завершении занятий ожидается как повышение показателей психического развития детей, так и улучшение детско-родительских взаимоотношений и повышение психологической грамотности родителей. Отдаленным результатом можно считать снижение риска дезадаптации ребенка в детском саду.

Практическая апробация указанной программы проведена  с сентября 2008 г. по  май 2011г.  в МБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации «Планета Я» г.о. Красноармейска Московской области.

Для оценки результативности программы использовались методики оценки психического развития детей, наблюдение за детско-родительским взаимодействием и анкетирование родителей. Проводилась качественная и количественная оценка результатов.

Анализируя представленные данные, можно сделать вывод о том, что наблюдается улучшение по всем показателям: как в группе в целом, так и в индивидуальных случаях. С повышением уровня психического развития детей коррелирует  повышение оценок, которые выставляют родители своим детям: родители замечают изменения в положительную сторону во всех сферах.

Результаты наблюдения за детско-родительскими взаимодействиями позволяют делать выводы о том, что родители меняют стиль поведения в соответствии с предлагаемой им на занятиях информацией и научаются хвалить и  поддерживать своих детей. Отзывы родителей о полезности посещаемых ими занятий так же подтверждают эффективность программы.

Категория: Наши статьи | Добавил: katydd (29-Апреля-2013)
Просмотров: 3349 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar