Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста и их
родителей в МБОУ ЦППРиК «Планета Я» городского округа Красноармейск Московской
области.
Курганская Елена
Георгиевна,
заместитель директора
МБОУ ЦППРиК «Планета Я»,
педагог-психолог высшей
категории
МБОУ ЦППРиК «Планета Я» был создан в 1993 году и уже во время
создания нашего центра мы задумывались о том, что в условиях маленького
подмосковного города можно проводить профилактическую работу с детьми, начиная
с раннего возраста. В 1994 году центр подписал договор с детской поликлиникой,
по которому психологи и логопеды были
включены в систему медицинских осмотров. Мы консультируем родителей детей,
начиная с трехмесячного возраста, далее – в год, перед поступлением в детское
дошкольное учреждение, и потом мы сопровождаем детей в детском саду и школе. В
настоящее время у нас в центре уже в течение нескольких лет проводится комплексная
психопрофилактическая и развивающая программа «Мы растем», предназначенная для
детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) и их родителей.
Необходимость
профилактической работы с детьми раннего возраста и их родителей вытекала из
практики психологического консультирования. На приеме у психолога родители
часто интересуются развивающими занятиями с детьми, но в ходе беседы
выясняется, что родители не ориентируются в нормах и периодичности развития
детей, не могут правильно подобрать игрушки и не знают, в какие развивающие игры
играть с детьми. Кроме того, ожидая места в детском саду, родители очень хотят,
что бы их дети могли общаться со сверстниками, поэтому водят своих детей на все
кружки, которые им кажутся полезными, не учитывая ранний возраст ребенка и его
возможности. Сначала мы задумывали информационные занятия только для родителей
для того, чтобы рассказать им о периодизации развития детей и помочь
сориентироваться в море развивающей литературы и игрушек, ведь известно, что в
раннем возрасте сверстники малышу пока
неинтересны: и мир он воспринимает через родителей, и партнером в играх является взрослый. Родители
заинтересовались и пришли в центр, но вместе с детьми, так как их просто не с
кем было оставить. И тогда мы разработали комплексныне занятия, предназначенные для детей раннего возраста (от
1,5 до 3 лет) и их родителей.
Комплексная
психопрофилактическая и развивающая программа «Мы растем» построена с учетом возрастных особенностей
развития ВПФ у детей раннего возраста, основана на представлении о формировании
мозговой организации психических процессов в онтогенезе и этапах межполушарного
взаимодействия, о воздействии внешних
социальных влияний на все уровни в структуре ВПФ и на своевременное созревание
мозговых структур.
Мы рассказываем родителям о сменах ведущих
видов деятельности у ребенка и их роли в развитии ВПФ. В раннем возрасте –
до 1,5 лет - у ребенка формируется
предметно-манипулятивная деятельность. На втором году жизни ребенок уже подражает
действиям взрослых с предметами, у него появляются предметные
игры-подражания. Мы говорим родителям о том, чтобы дома они давали возможность
детям наблюдать и подражать их бытовым действиям, ведь это первые шаги к символизации, связанной с
усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребенка определенных личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой
ребенок имеет возможность освоения социальных навыков. Мы почеркиваем на
своих занятиях важность этого уникального перида детства их детей, в котором
так активно и без затруднений ребенок осваивает огромный пласт социальных
умений.
Таким образом, наша программа построена в основном
на сотрудничестве с родителями.
Основная цель групповых комплексных совместных занятий с детьми
раннего возраста и родителями – профилактика нарушений развития детей и
нарушения детско-родительских отношений.
Задачи:
Способствовать повышению психологической
грамотности родителей по вопросам развития и воспитания детей раннего
возраста.
·
Обучить родителей методам и приемам общения,
воспитания, развивающих и обучающих игр с детьми.
·
Дать детям раннего возраста, не посещающим
детские дошкольные учреждения, возможность получить опыт общения со сверстниками во время игровой
деятельности.
·
Формировать у детей и их родителей интерес к
играм и продуктивным видам деятельности, а так же положительное отношение к
результатам.
·
Знакомить детей и их родителей с новыми видами
познавательной и продуктивной деятельности, игровыми и
художественно-изобразительными приемами для использования в домашних условиях.
·
Способствовать полноценному развитию детей, то
есть становлению правильной речи, развивать мышление, умение сосредоточиваться
и удерживать внимание, углублять знания об окружающем мире, развивать
целенаправленную двигательную активность,
обучить основам этикета.
·
Готовить детей
и их родителей к поступлению в
детский сад с целью предотвращения дезадаптивных процессов при поступлении в
ДДУ;
·
Дать возможность родителям получить
психологическую консультацию по проблемам развития и воспитания детей.
Занятия могут проводиться в группах численностью 6—8 детей.
Группы формируются по возрасту с учетом уровня развития ребенка. Занятия
проводятся совместно с родителями или лицами, их заменяющими. Родители должны
включаться в занятия с ребенком полностью, принимать самое активное участие во всех играх и делах ребенка. Только
если родитель сам делает все, что мы хотим от ребенка, и получает от этого
удовольствие, тогда ребенок по
подражанию тоже будет с удовольствием участвовать в занятии. Важно хвалить
ребенка за все результаты деательности,
которые получаются из его рук, так как первая самооценка детей в это время
является тождественной той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не
следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка
стараний может привести к неуверенности малыша в себе и снижению желания
осуществлять любую деятельность.
Программа состоит из
2 модулей, которые реализуются параллельно.
1 модуль: профилактические и развивающие занятия для детей
от 1,5 до 3 лет с родителями.
Цель: профилактика нарушений развития детей,
обучение родителей методам и приемам оптимального взаимодействия с детьми и
развивающим играм и занятиям.
Содержание занятий: комплексное развитие ребенка и
детско-родительские взаимодействия.
Основные занятия имеют общую структуру: ритуал приветствия
и установления контакта, развивающие упражнения и игры, физкультурный и
музыкальный блок, продуктивные виды деятельности, ритуал помещения на выставку
работ ребенка и эмоциональная поддержка родителей, ритуал прощания.
Обычно все занятие строится на одном
сюжете - сказки, мультфильма,
стихотворения, жизненного события (день рождения, поездка куда-либо и т. д.).
2 модуль: обучающие и профилактические
занятия для родителей.
Цель - профилактика нарушений детско-родительских
взаимоотношений и повышение психологической грамотности родителей:
Содержание: вопросы, связанные с воспитанием и развитием
детей раннего возраста.
Занятия с родителями предполагают
информационную часть, разбор случаев, в том числе и непосредственно
происходящих во время занятия, упражнения и
ответы на вопросы родителей.
Данная
программа дает возможность, как диагностировать отклонения в развитии ребенка,
так и проводить профилактическую, развивающую, а при необходимости и
коррекционную работу с ребенком. Программа построена на постоянном обогащении
взаимодействия родителя и ребенка, что позволяет решать задачи, связанные с
профилактикой нарушения детско-родительских отношений и повышает
психологическую грамотность родителей. Кроме того, в ходе реализации программы
обязательно проводятся занятия, целью которых является подготовка ребенка и
родителя к поступлению в ДДУ, что позволяет говорить и о профилактике
дезадаптации ребенка в детском саду.
Занятия
проводятся в течение учебного года, 2 раза в неделю, Длительность
основного блока занятий с детьми – 10
-15 минут. Дополнительно в занятия включены игры и физические упражнения, что
позволяет увеличивать время занятия с детьми до 30 минут. С родителями занятие
продолжается 45 минут, в это время дети находятся в этом же помещении и заняты
игровой деятельностью.
Для занятий
необходим просторный кабинет, который может быть разделен на игровую зону, зону для занятий продуктивными видами деятельности и
физкультурных занятий. Оборудование для
музыкальных, спортивных и развивающих занятий с детьми не требует вложений
больших средств.
По завершении занятий ожидается как повышение
показателей психического развития детей, так и улучшение детско-родительских
взаимоотношений и повышение психологической грамотности родителей. Отдаленным
результатом можно считать снижение риска дезадаптации ребенка в детском саду.
Практическая апробация
указанной программы проведена с сентября
2008 г. по май 2011г. в МБОУ Центр психолого-педагогической
реабилитации «Планета Я» г.о. Красноармейска Московской области.
Для оценки результативности программы использовались
методики оценки психического развития детей, наблюдение за детско-родительским
взаимодействием и анкетирование родителей. Проводилась качественная и
количественная оценка результатов.
Анализируя
представленные данные, можно сделать вывод о том, что наблюдается улучшение по
всем показателям: как в группе в целом, так и в индивидуальных случаях. С
повышением уровня психического развития детей коррелирует повышение оценок, которые выставляют родители
своим детям: родители замечают изменения в положительную сторону во всех
сферах.
Результаты
наблюдения за детско-родительскими взаимодействиями позволяют делать выводы о
том, что родители меняют стиль поведения в соответствии с предлагаемой им на
занятиях информацией и научаются хвалить и
поддерживать своих детей. Отзывы родителей о полезности посещаемых ими
занятий так же подтверждают эффективность программы. |