Любимая работа – залог здоровья и успеха
В конце октября в
общеобразовательных школах города
Красноармейска прошла ежегодная антинаркотическая акция. Задачей этого
мероприятия была профилактика наркотической, алкогольной и других видов
зависимостей у подростков. Каждый год психологи, социальные педагоги и
специалисты ЦППРиК приходят во все школы города и ведут разговор о здоровом
образе жизни. В этот раз мы сделали акцент на том, что удачный выбор профессии сам по себе служит профилактикой, удовлетворение от любимой работы
служит отличным лекарством.
Цели
профилактических бесед психологов с учащимися 8,9,10 классов школ:
·
Дать толчок школьникам в осознании личной
позиции в выборе профессии и ответственности за сохранение и укрепление
физического и психического здоровья как первостепенной ценности;
·
Помочь школьнику сделать акцент на реальные
жизненные условия;
·
Показать, какое место будет занимать профессия в
жизни и как психическое и физическое здоровье в настоящий момент будет
способствовать реализации профессиональной карьеры или станет проблемой в
достижении цели;
·
Связать представление о ценности здоровья с
выбираемой профессией.
Для этого была разработана и
предложена учащимся анкета, диагностический экспресс-опросник по оценке
здоровья и проведен анализ выбора учащимися будущей профессии.
В исследовании участвовало 450
учащихся 8-10 классов школ г. Красноармейска.
При обработке данных анкеты
«Здоровье» мы получили следующие результаты.
Анализируя ответы на вопрос анкеты «Считают ли себя
школьники здоровыми» мы получили в 86% случаях ответ «Полностью здоров» у
учащихся 8 классов, 82,5% - у учащихся 9 классов, 73% - в 10 классах. Не имеют
жалоб на различные недомогания: 40% учащихся 8 классов, 35,7% - учащихся 9
классов, 44,4% - в 10 классах. Самая
часто встречающаяся жалоба на нарушения зрения - более 30%. Также около 30%
учащихся отмечают наличие аллергических реакций. Хронические заболевания есть у
20% учащихся.
Данные результаты показывают, что школьники знают о наличии
тех или иных отклонений в состоянии своего здоровья. Но лишь около 80% учащихся
понимают необходимость учитывать состояние своего здоровья при выборе
профессии. Немногие школьники (20%) считают нужным получить рекомендации врача
при выборе профессии. Отсюда можно сделать вывод, что старшеклассники, даже
обладая знаниями о состоянии своего здоровья и имея представление о том, что
необходимо учитывать состояние здоровья при выборе будущей профессии, эти
знания не всегда используют. Поэтому можно предположить, что у подростков пока достаточно низкий уровень
самосознания и перспективного планирования. Профессия, выбранная без учета
психических и физических возможностей, в течение первых двух лет трудовой
деятельности может привести к ухудшению состояния здоровья, а в самых сложных
случаях – к частичной или полной потере трудоспособности. Общее понятие
здоровья, по определению Всемирной организации здравоохранения, включает в себя
кроме физического здоровья, душевное и социальное благополучие. Если трудовая
деятельность соответствуют психическим и физическим возможностям человека, то
она благоприятно сказывается на общем состоянии здоровья, вызывает ощущения
социального благополучия. И наоборот, если профессия, специальность не
соответствует психологическим и физическим данным человека, то это может
привести к проблемам не только со здоровьем, но и с психологическим
благополучием и вызывает неудовлетворенность жизнью.
А теперь несколько слов о том,
как учащиеся 8-10 классов видят свое профессиональное будущее.
Планы старшеклассников на
дальнейшее построение карьеры распределились следующим образом:
Учащиеся 8-9 классов:
·
Около 50% изъявили желание продолжить учебу в
школе.
·
В ПТУ, лицей, колледж, техникум планируют
поступить – более 30%.
Учащиеся 10 классов:
·
Около 70% планируют продолжить обучение в ВУЗе;
·
В ПТУ, лицей, колледж, техникум планируют
поступить лишь 0,4%;
·
17% собираются пойти работать;
Остальные опрошенные школьники не знают своих планов.
С выбором профессии определились чуть более 40%
старшеклассников, сомневаются в выборе – 30%, совсем не определились – 30 %.
В выбираемых профессиях школьников привлекает:
- Соответствие
профессии своим возможностям – 49%,
- Высокая
оплата труда – 46%;
- Престижность
– 39%;
- Полезность
результатов деятельности – 35%;
- Возможность
профессионального роста и продвижения по службе – 30%;
- Возможность
трудоустройства – 20%.
Таким образом,
несмотря на то, что дети достаточно объективно учитывают свои возможности,
ориентируются на высокую оплату труда, полезность и престижность выбранной
профессии, думают о карьерном росте, но тем не менее, даже среди учащихся 10
классов только 20% ориентируются на реальный рынок труда и возможность
трудоустройства.
В ходе анализа
результатов проведенного исследования сложился следующий рейтинг популярных
профессий среди старшеклассников: лидируют с большим отрывом работники
медицинской сферы (врач, фармацевт, фельдшер, мед.сестра), далее места
расположились следующим образом: финансист, экономист, бухгалтер, программист –
на втором месте, полицейский, военный, сотрудник МЧС, менеджер – на третьем
месте.
Наметилась
положительная тенденция к расширению сфер деятельности, выбираемых профессий.
Дети выбирают редкие профессии, такие как кинолог, охотовед, кинолог, политолог
и др. А рабочие профессии спросом практически не пользуются. Так только один
ребенок изъявил желание стать фрезеровщиком, и один – водителем-дальнобойщиком.
Остается
надеяться, что для современных подростков к моменту их вступления в трудовую
жизнь рынок труда будет полностью соответствовать их интересам, склонностям,
способностям и возможностям.
Несколько лет
подряд психологи ЦППРиК, проводя во всех школах города подобного рода
анкетирование, наблюдаем следующую картину: в ситуации жизненно важного выбора,
такого как выбор профессии, ведущим в принятии решения является мнение
родителей. В такой же степени влияют на
принятие решения средства массовой информации (Интернет, телевидение, журналы).
В меньшей степени на выбор оказывают влияние друзья. И практически не
учитываются рекомендации учителей и специалистов при выборе профессии. Тот
факт, что роль родителей в выборе важных целей и принятии решений за эти годы
снизилась и практически сравнялась с влиянием СМИ, вызывает наше сожаление. Здесь возникает
вопрос: «Насколько взрослые (родители, педагоги, психологи и другие близкие
люди) согласны с тем, что молодые люди попадают под влияние Интернета и
сомнительной информации глянцевых журналов.
Хочется
верить, что в результате этой акции нас удалось довести до старшеклассников,
что только при наличии здоровья, при соблюдении разумного режима труда и
отдыха, питания, воздержании от приобретения вредных привычек – употребления
алкогольных напитков и токсических веществ, имеют смысл все другие ценности, в
том числе и удовлетворение от работы. А любимая работа сама по себе может
служить отличным лекарством от всего.
Педагоги-психологи ЦППРиК В.Н. Шаламова и Е.Г. Курганская
Источник: http://gorodok.krasno.ru/images/pdf/864/09.pdf |