Среда, 24-Апреля-2024, 09:40:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЛАНЕТА Я"

Поиск
Меню сайта
Федеральный проект
Друзья
Категории раздела
Наши статьи [32]
Статьи и интервью [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

ФГОС

Вопросы психолого-педагогического сопровождения в условиях ФГОС

 

Б.К. Айгунова 

Директор МОУ ЦППРиК, канд. психол. наук, педагог-психолог

 

         Два года назад вышел приказ Министерства образования и науки РФ (№373 от 06.10.2009 г.), определяющий приоритеты развития личности в образовании. Внедрение новых федеральных государственных стандартов начального общего образования (до 2013 г. – дошкольного и среднего общего образования) отводит решающую роль  среди целей образования – личностному, эмоциональному, социальному, а затем уже познавательному развитию. Не может быть высоких результатов в обучении без высоких результатов воспитания личности –  ответственной, самостоятельной, активной, творческой. Стандарт рисует «портрет выпускника начальной школы»: любящий свой народ, свою Родину, уважающий ценности семьи, имеющий основы гражданской идентичности, доброжелательный и т.д. Хочется отметить, что в  первую очередь такая личность должна любить и уважать себя – это то, что называется позитивной Я-концепцией, высокой и адекватной самооценкой. Высокая самооценка и мотивация к учению формируется под влиянием значимого взрослого (родители и педагоги).  Основы идентичности – кто Я, какой Я – закладываются сначала в семье. В начальной школе на идентичность ребенка влияет первый учитель.          Поэтому, в первую очередь надо продумать комплексную систему работы по психолого-педагогическому сопровождению всех участников образовательного процесса с учетом преемственности программ на различных этапах развития.

         Метапредметные компетенции предполагают развитие коммуникативных и регулятивных особенностей личности, в том числе умение справляться с трудной ситуацией, стрессами, неудачами, конфликтами, основы личностной рефлексии,  сотрудничества. Еще 8 лет назад С.В. Кривцовой в образовании Московской области внедрялись программы развития эмоционального и социального интеллекта в начальной школе. Сейчас таких программ, рекомендованных Министерством образования Московской области, достаточно много («Жизненные навыки», «Все цвета, кроме черного», «Твое здоровье», «Твой выбор», «Разговор о правильном  питании»).  На основе этих  программ можно составить свои программы и проекты развития личностных и социальных компетенций учеников.

         На что еще хочется обратить ваше внимание. Порядка 18-30% детей приходят в школу не готовыми психологически. Этот факт усугубляет процессы школьной дезадаптации, которая проявляется в снижении мотивации к обучению и нарушениях поведения. Первый пик школьной дезадаптации приходится не на первый класс, а на середину начальной школы (2-3 классы). Психологическая подготовка к школе, в отличие от педагогической, включает личностную готовность ребенка  к обучению в школе: преобладание социальных и учебных мотивов обучения, произвольность познавательных процессов и поведения, умение общаться, соблюдать правила. Поэтому при поступлении в первый класс необходимо рекомендовать родителям консультацию психологов. А при проведении групп подготовки к школе на базе общеобразовательного учреждения активно привлекать  в работу педагогов-психологов.

         В декабре 2010 г. была принята городская целевая программа «Развитие образования в г. Красноармейске на 2011-2013 годы», где поэтапный план реализации включает в себя:

- внедрение  профилактических программ работы с педагогами и родителями;

- создание системной работы консилиумов образовательных учреждений как коллегиальной формы работы, а также системы адресного сопровождения детей группы риска по индивидуальным программам сопровождения;

- организация работы в школе по разработке вариативных проектов психолого-педагогического сопровождения (по развитие личности детей и подростков, профилактике безнадзорности, правонарушений и асоциального поведения, употребления ПАВ, самоопределению и профессиональной ориентации, формированию установок на создание семьи и ответственного родительства,  профилактике конфликтности, формирование толерантности, развитию коммуникативных  навыков и социально-психологической компетентности, формирование просоциальных установок на здоровый образ жизни).

         У нас есть педагогические ресурсы для работы по данным направлениям: во всех учреждениях образования были сохранены ставки психологов, не смотря на трудные времена, кризис.          Необходимо продумать проекты (программы) развития  основных компетенций согласно новым ФГОСам, активно привлекая к работе педагогов-психологов.  

         По поводу системы оценки достижений планируемых результатов личностных и социальных компетенций –  нужно использовать валидные и надежные психодиагностические методики.  

Категория: Наши статьи | Добавил: katydd (24-Февраля-2012)
Просмотров: 1025 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar