Вопросы психолого-педагогического
сопровождения в
условиях ФГОС
Б.К. Айгунова Директор МОУ ЦППРиК,
канд. психол. наук, педагог-психолог
Два
года назад вышел приказ Министерства образования и науки РФ (№373 от 06.10.2009
г.), определяющий приоритеты развития личности в образовании. Внедрение новых
федеральных государственных стандартов начального общего образования (до 2013 г. – дошкольного и
среднего общего образования) отводит решающую роль среди целей образования – личностному, эмоциональному,
социальному, а затем уже познавательному развитию. Не может быть высоких
результатов в обучении без высоких результатов воспитания личности – ответственной, самостоятельной, активной,
творческой. Стандарт рисует «портрет выпускника начальной школы»: любящий свой
народ, свою Родину, уважающий ценности семьи, имеющий основы гражданской
идентичности, доброжелательный и т.д. Хочется отметить, что в первую очередь такая личность должна любить и
уважать себя – это то, что называется позитивной Я-концепцией, высокой и
адекватной самооценкой. Высокая самооценка и мотивация к учению формируется под
влиянием значимого взрослого (родители и педагоги). Основы идентичности – кто Я, какой Я –
закладываются сначала в семье. В начальной школе на идентичность ребенка влияет
первый учитель. Поэтому, в первую очередь надо
продумать комплексную систему работы по психолого-педагогическому сопровождению
всех участников образовательного процесса с учетом преемственности программ на
различных этапах развития.
Метапредметные
компетенции предполагают развитие коммуникативных и регулятивных особенностей
личности, в том числе умение справляться с трудной ситуацией, стрессами,
неудачами, конфликтами, основы личностной рефлексии, сотрудничества. Еще 8 лет назад С.В.
Кривцовой в образовании Московской области внедрялись программы развития
эмоционального и социального интеллекта в начальной школе. Сейчас таких
программ, рекомендованных Министерством образования Московской области,
достаточно много («Жизненные навыки», «Все цвета, кроме черного», «Твое здоровье»,
«Твой выбор», «Разговор о правильном
питании»). На основе этих программ можно составить свои программы и проекты
развития личностных и социальных компетенций учеников.
На
что еще хочется обратить ваше внимание. Порядка 18-30% детей приходят в школу
не готовыми психологически. Этот факт усугубляет процессы школьной
дезадаптации, которая проявляется в снижении мотивации к обучению и нарушениях
поведения. Первый пик школьной дезадаптации приходится не на первый класс, а на
середину начальной школы (2-3 классы). Психологическая подготовка к школе, в
отличие от педагогической, включает личностную готовность ребенка к обучению в школе: преобладание социальных и
учебных мотивов обучения, произвольность познавательных процессов и поведения,
умение общаться, соблюдать правила. Поэтому при поступлении в первый класс
необходимо рекомендовать родителям консультацию психологов. А при проведении
групп подготовки к школе на базе общеобразовательного учреждения активно
привлекать в работу
педагогов-психологов.
В
декабре 2010 г.
была принята городская целевая программа «Развитие образования в г.
Красноармейске на 2011-2013 годы», где поэтапный план реализации включает в
себя:
- внедрение профилактических программ работы с педагогами и
родителями;
- создание системной работы
консилиумов образовательных учреждений как коллегиальной формы работы, а также
системы адресного сопровождения детей группы риска по индивидуальным программам
сопровождения;
- организация работы в школе по
разработке вариативных проектов психолого-педагогического сопровождения (по
развитие личности детей и подростков, профилактике безнадзорности,
правонарушений и асоциального поведения, употребления ПАВ, самоопределению и
профессиональной ориентации, формированию установок на создание семьи и
ответственного родительства,
профилактике конфликтности, формирование толерантности, развитию
коммуникативных навыков и
социально-психологической компетентности, формирование просоциальных установок
на здоровый образ жизни).
У
нас есть педагогические ресурсы для работы по данным направлениям: во всех
учреждениях образования были сохранены ставки психологов, не смотря на трудные
времена, кризис. Необходимо
продумать проекты (программы) развития
основных компетенций согласно новым ФГОСам, активно привлекая к работе педагогов-психологов.
По
поводу системы оценки достижений планируемых результатов личностных и
социальных компетенций – нужно
использовать валидные и надежные психодиагностические методики. |