Вторник, 19-Марта-2024, 05:03:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЛАНЕТА Я"

Поиск
Меню сайта
Федеральный проект
Друзья
Категории раздела
Отвечает психолог [43]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Консультация у детского семейного психолога » Отвечает психолог

Ребенок-агрессор: выученное экстрадеструктивное поведение
25-Декабря-2014, 21:20:15

Ребенок-агрессор:

выученное экстрадеструктивное поведение

Стоит ли говорить о том, что для многих и без того очевидно: наивысшим выражением культуры насилия является политическое государство, культивирующее отношения власти, господства, подчинения. И, тем не менее, большинство из нас, проживающих в социуме, пытающихся занять в нем свое место, признают и принимают существующий общественный и политический уклад, с большим или меньшим удовольствием пользуясь его плодами и, естественно, привнося в него свой посильный вклад. Те немногие из нас, кто в корне не согласен с современным положением дел социуме, отделился от него, избрал путь «отшельника» в той или иной форме. Однако эта добровольная изоляция не приводит к полной и абсолютной свободе. Так или иначе, но «отшельники» тоже подчиняются определенным законам – природы, общины, религии и пр. Таким образом, говоря о формировании человеческой личности, мы не можем обойти вниманием такое насилие над человеческой природой, как воспитание. Именно с его помощью ребёнок получает возможность существовать в обществе, принимая его законы, усмиряя свои желания и изыскивая социально-приемлемый способ самовыражения. Но и это «необходимое зло» можно воплощать в жизнь по-разному. Нечасто в своей практике встретишь родителей, которые объясняют своему ребенку эти незамысловатые истины. Елизаров А.Н. [1] полагает, что семья может быть посредником в отношениях между гражданским обществом и индивидом или между политическим государством и индивидом. В последнем случае, по мнению автора, властные отношения в системе политическое государство→семья→индивид являются одновременно и педагогическими отношениями - воспитанием. Напротив, в системе гражданское общество→семья→индивид все социальные институты создаются и поддерживаются индивидами в целях обеспечения их потребностей, прав и свобод. И социальные, и межличностные (в том числе и семейные) отношения в этом случае представляют собой лишь средства самовыражения и развития индивидов и, следовательно, по своей сути выражения любви к каждому человеку, т.е. психотерапевтические отношения, или психотерапию.

Как педагогу-психологу мне часто приходится сталкиваться с психотравмирующими ситуациями насилия в детской и подростковой среде. В моей практике не было ни одного случая, чтобы ребёнок-агрессор, систематически и жестоко избивающий ровесников или детей младше себя, воспитывался в семье без применения физического или психологического насилия со стороны родителей. Уроки насилия, полученные в семье, очень быстро усваиваются и находят свое выражение в устойчивом интра- и экстрадеструктивном поведении. Казалось бы, для большинства педагогов и родителей это прописная истина – рёбенка бить нельзя, применять физическое или психологическое насилие недопустимо. Однако распространенность физического насилия как метода воспитания поражает своими масштабами.

Отечественные исследователи, в поле научных интересов которых находится семейное насилие, отмечают, что у большинства людей склонных к насилию прослеживаются следующие устойчивые черты С.Н. Ениколопов [2]:

  • насильники воспитывались в семьях, где совершалось насилие, были свидетелями агрессии в отношениях между родителями,
  • у насильников, злоупотребляющих алкоголем, выявлена наибольшая частота личностных расстройств,
  • у насильников наблюдается неполноценная Я-концепция, низкая толерантность к фрустрации,
  • насильники менее уверены в себе, имеют большую вероятность злоупотребления наркотиками и/или алкоголем.

Но даже данные свидетельства, результаты научных исследований не убеждают родителей отказаться от силовых методов воспитания и вынесения супружеских конфликтов в зону воспитания ребенка. Люди, сформированные культурой насилия, стремятся воспроизводить отношения насилия через институты государства, производственные и профессиональные объединения, и воплощают некогда присвоенные сценарии экстрадеструктивного поведения в собственных семейных воспитательных стратегиях.

За последние пару лет в моей практике появились случаи обращения к психологу родителей, испытывающих насилие со стороны детей! Удрученные и обескураженные таким положением дел, испытывающие чувство стыда, они часто приходят к психологу за сочувствием и поддержкой, нежели за возможностью наладить семейные взаимоотношения. Не осознавая, что сами научили своих детей избивать родителей, братьев, сестер и даже бабушек и дедушек, они либо пытаются усилить эффект физических наказаний психологическим подавлением, либо, стесняясь «выносить сор из избы», расписываются в собственном бессилии, бездействуют, потакают желаниям ребёнка/подростка. И тем и другим путем родители подкрепляют убежденность ребенка в правоте физической силы и безнаказанности насилия над личностью на пути к удовлетворению собственных потребностей. Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребёнка не наказывают физически, но, при этом, он является невольным свидетелем супружеских размолвок, то он не подвергается домашнему насилию.

По мнению А. Синельникова [7], дети, находящиеся в силовом поле домашнего насилия, активно участвуют в этом действе, независимо от их формального статуса жертвы или свидетеля. В любом случае они вовлечены в динамику насильственных отношений и являются её прямыми участниками, создающими свои собственные стратегии сопротивления и адаптации, которые ложатся в основу их практики выживания.

А. Миллер [6] выявляет следующие особенности воспитания в детстве будущих насильников:

  1.  родители или воспитатели используют детей для того, чтобы срывать на детях накопившуюся злобу;
  2. от детей требуется безоговорочное послушание;
  3. дети с детства рассматривают жестокость как норму;
  4. детей приучают несерьезно относиться к своему страданию и страданиям окружающих;
  5. родители и/или воспитатели не проявляют в достаточной степени эмпатии, чем вызывают у детей ярость. Под эмпатией здесь понимается способность взглянуть на внутренний мир ребенка его глазами. Позицией, противоположной эмпатии, является оценивание ребёнка с позиции взрослого человека, уже прошедшего горнило воспитания;
  6. воспитание насыщено фактами, приводящими к вытеснению боли и гнева, что впоследствии чревато применением насилия;
  7. дети стараются не замечать совершаемого над ними насилия и идеализируют своих мучителей;
  8. побои и издевательства побуждают детей отрицать свое подлинное Я, при этом идентифицировать себя с мучителем.

Лонгитюдные наблюдения [7] за жертвами домашнего насилия демонстрируют следующие устойчивые признаки: снижаются познавательные способности, ухудшается успеваемость, слабо формируются навыки самоконтроля, страдает эмоционально-волевая сфера, и, как следствие, сфера социализации. Благодаря опыту, полученному в родительской семье, у большинства жертв и свидетелей домашнего насилия формируются представления о том, что личные отношения это, прежде всего, отношения власти и контроля, устанавливаемые одним членом интимной пары над другой стороной.

По мнению Елизарова А.Н. [1], последствия насилия, пережитого в детстве, могут выражать следующим образом:

  • несформированность Я-концепции, т.е. разрозненность представлений о себе, невозможность осознанно переживать свои чувства и делиться ими. Чаще всего такие клиенты отличаются низкой степенью рефлексивности.
  • лояльность по отношению к своим мучителям. Наличие положительной внутренней эмоциональной связи с ним. В отличие от узников концлагерей, которые ненавидели своих мучителей, ребёнок, подвергающийся насилию, в своем мучителе видит не ненавистного, а любимого человека - боится его, но одновременно гордится им и хранит верность ему, готов ему все простить, взять его вину на себя и никому ничего не рассказывать. Ненависть выплескивается на посторонних, но не на мучителя.
  • готовность к самопожертвованию ради иллюзии принятия близкими, к жизни в состоянии внутреннего одиночества.
  • склонность к синдрому навязчивых состояний и возрастной регрессии.
  • склонности к выбору отрицательной персоны лидера. Взрослый человек, сохраняющий положительную внутреннюю связь с родителем-обидчиком, лояльность по отношению к нему, в своей взрослой жизни ищет замещение - человека, который мог бы взять на себя функции его родителя.
  • отчужденности и склонности к чрезмерному контролю своих эмоциональных реакций. Независимо от возраста жертва насилия боится любых своих естественных реакций. Свой гнев не воспринимает как часть себя самого, порой даже полагает, что это чувство ему вообще не знакомо, но при этом у него периодически возникает потребность совершать или терпеть насилие. Такие люди не в состоянии объяснить себе причину возникновения у них гнева. Жизненно важные желания (например, иметь свою комнату в доме) кажутся таким людям незначительными или чрезмерными. Они порой ненавидят себя за эти желания.
  • ненависть к себе, переходящая в ненависть к окружающим. Пример: девушка, пережившая в детстве насилие, агрессивно ведет себя в коллективе сверстников, неоднократно являлась инициатором травли по отношению к одногрупницам. На приеме у психолога говорит о себе следующее: "Ты себя ненавидишь за то, что ты убожество, потому что тебе хочется унижать другого, чтобы доказать себе, что ты не такой уж пропащий человек. Какой-то замкнутый круг получается".

Свои первые уроки социализации дети получают в семье. Взаимоотношения между взрослыми членами семейного круга становятся для них наглядным примером, из которого они выделяют, зачастую неосознанно, основные сценарии и базовые принципы организации внутрисемейной жизни. Воспитание нельзя отождествлять с физическим или психическим насилием. Воспитание – очень сложный процесс формирования мировоззрения ребёнка, и большая составляющая этого процесса – это мировоззрение, когниции и поведенческие стереотипы самих родителей, которые запечатлеваются у ребёнка на подсознательном уровне. Воспитывая ребёнка, родитель должен начать с воспитания себя самого.

Столкнувшись с перечисленным выше перечнем проблем, я разработала методику, позволяющую, на ряду с применением классических методов семейной терапии, формировать эффективные когнитивные установки и поведенческие стереотипы в кругу семьи. В арсенале психологов, на сегодняшний день, имеются сходные по общей направленности методики. В частности, техника «Супружеская конференция» Р. Шермана, Н. Фредмана [8, с. 181-184], «Конструктивная ссора» и «Супружеский договор» С. Кратохвила [5, с. 209-224] и др. Однако, большинство из них не имеет четкой структуры и направлено на психологическое урегулирование супружеских взаимоотношений с точки зрения определения семейных обязанностей. Эти методики не определяют права сторон и не распространяются на остальных членов семьи. Большинство российских семей не нуклеарны, а имеют обширную межпоколенную структуру (расширенные семьи) с наличием сиблингов. Разработанная мной авторская методика под названием «Семейный договор» представляет собой свод прав и обязанностей всех членов семьи, который определяется каждой конкретной семьей в индивидуальном порядке в присутствии психолога. Семейный психолог выступает в роли медиатора (посредника), разъясняет позиции договора, помогает определить равноценность обязанностей и прав, помогает сформулировать позиции договора. Психолог обязан сохранять полный нейтралитет, выступать с позиции нравственности, стараться не допускать ущемления в правах любого члена семьи. С бланком методики и подробным описанием работы с ней можно познакомиться в нашей методической разработке «7Я. Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа для старшеклассников» [4, с. 46-50, с. 191-195]. Работая с данной методикой, психолог не должен идти на поводу у клиентов, подсознательно сопротивляющихся слому неэффективных поведенческих стереотипов и когниций. Ригидность психики – естественный процесс, который необходимо преодолеть. Психолог неустанно объясняет клиентам, что невозможно воспитать в ребёнке тех поведенческих форм, которых он не наблюдает у членов своей семьи. «Перевоспитывая» ребёнка, необходимо начать с себя независимо от возраста, семейного или социального положения, сложившихся привычек и воззрений. Это утверждение касается не только родителей ребёнка, но и старшего поколения и других членов семьи, проживающих с ребенком. Ведь все что мы делаем, мы делаем ради своих детей.

Литература

1.​ Елизаров А.Н. Социально-психологическая помощь семье, страдающей от насилия // Психология зрелости и старения. Ежеквартальный научно-практический журнал. 2006. №4(36), С. 32-48.

2.​ Ениколопов С.Н. Современные проблемы психологии семейного насилия // Домашнее насилие в отношении женщин: Масштабы, характер, представления общества. - М.: МАКС-Пресс, 2003. - С. 96 - 102.

3.​ Игнатова О.В. Конфликт отцов и детей в контексте бинарной обусловленности родительско-детских отношений. // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Психология XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития» - М.; Изд-во МНЭПУ, 2007. – 202 с. – С 53-56.

4.​ Игнатова О.В., Косов А.В. «7Я» Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа для старшеклассников /— М.: ФОРУМ, 2013. — 224 с.

5.​ Кратохвил С. Психотерапия семейно- сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991 - 336 c.

6.​ Миллер А. Вначале было воспитание: Пер. с англ. - М.: Академический проект, 2003. - 464 с.

7.​ Синельников А. Выученные уроки: Подростки и проблема насилия в семье // Обыкновенное зло: исследования насилия в семье / Под ред. О.М. Здравомысловой. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - С. 92 - 122.

8.​ Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. Руководство. - М.: «Класс», 2001, - 336 с.

Олеся Викторовна Игнатова - заместитель директора, педагог-психолог муниципального бюджетного образовательного учреждения «Психолого-медико-педагогический Центр диагностики и консультирования» города Калуги, кандидат психологических наук, номинант Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2014 года.

Редакция «Психологической газеты»11.12.2014
Категория: Отвечает психолог | Добавил: katydd
Просмотров: 932 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar