02 апреля отмечают дату, посвящённую Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма
Айгунова Б.К.,
директор МБОУ ЦППМС «Планета Я»,
педагог-психолог
В последние годы проблемы детей с аутизмом стали все более широко освещаться. Это особенные дети. Многие специалисты считают аутизм неисправимым нарушением. У таких детей нарушено эмоциональное развитие и чувственное восприятие: они очень реагируют на какие-то определенные стимулы внешнего мира и не замечают другие. Для детей с аутизмом характерно отставание в развитии речи, в дошкольном возрасте общение с миром происходит часто с помощью крика и визга. Дети-аутисты живут в своем маленьком мире. У таких детей наблюдается «уплощение» эмоций, слабо выражены различные эмоции и пониженное настроение. Но если правильно строить развивающую работу с такими особенными детьми, эти нарушения можно преодолеть. Детей с аутизмом приучают жить в обществе, общаться.
Причины возникновения аутизма до сих пор не разгаданы. Мнение специалистов расходятся: одни считают нарушения неврологическими, т.е. связанными с родовой травмой, развитием нервной системы, повреждениями мозга, другие – с отношениями с матерью и психогенными причинами. Нарушения развития проявляются в первые же месяцы жизни. Такой младенец по-особенному реагирует на окружающий мир: бывают тихими, спокойными, отказываются от соприкосновений и рук, эмоционально не "заражаются" от взрослых улыбкой. Для детей с аутизмом характерны: эмоциональные вспышки, чувствительность к определенной еде, звукам, запахам, страхи, повторяющееся стереотипное поведение, стремление к одиночеству, отказ от социальных контактов, общение происходит часто через громкие звуки и крик, они не проявляют интереса к сверстникам. Аутистам трудно смотреть людям в глаза, они имеют ускользающий взгляд. Первое время кажется, что такие дети не слышат, но они имеют хороший слух. Изменения в привычной обстановке или распорядке их дня может быть болезненным для ребенка с аутизмом, вызвать у них страхи и тревогу.
Любимыми занятиями детей с аутизмом бывают долгое кружение или раскачивания, они любят выкладывать в ряд предметы, крутить их или перебирать. Такое поведение помогает им успокоиться и снять возбуждение. Аутостимулирующее поведение является «подпиткой» для таких детей. Поэтому в коррекционной работе специалисты опираются на ритмическую организацию игры, активизируя эмоциональные переживания, таким образом поддерживают активность ребенка. Примерами таких ритмических игр могут быть хороводы, сказки с повторяющимися элементами. Эмоциональное заражение и сенсорное насыщение среды помогает связать в таких играх слова и действия, выразить себя.
Дети с аутизмом относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. По Закону "Об образовании в Российской Федерации" таким детям необходимо обеспечить специальные условия по обучению и комплексное психолого-педагогическое сопровождение по результатам психолого-медико-педагогической комиссии.
Особыми образовательными потребностями детей с аутистическими расстройствами могут быть:
-индивидуально ориентированная "подготовка" к обучению в школе;
- дозированное введение в ситуацию обучения;
- специально организованная работа специалистов (психологов, логопедов, дефектологов) по установлению и развитию эмоциональных контактов;
- дозированная учебная нагрузка с учетом развития познавательной сферы, темпа, работоспособности ребенка;
- развитие навыков общения, взаимодействия с детьми и педагогом;
- помощь в осмыслении знаний и умений, индивидуальный подход с учетом возможностей и особенностей ребенка;
-создание эмоционально комфортных условий обучения.
Несмотря на специально организованную работу специалистов с детьми-аутистами, очень немногие из них заканчивают общеобразовательную школу, а тем более колледж. Но есть примеры детей, которые смогли преодолеть свои проблемы и даже получили специальность и активно работают.
Использованная литература:
- Особый ребенок. Исследование и опыт помощи/выпуск 5: науч.-пр. сб.- М.: Теревинф, 2006 – 208 с.
- Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. – М: МГППУ, 2012 – 56 с.
- Т. Темал, Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма/ пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой – 2-е изд. – М.: Теревинф, 2012 – 184 с.
|