Понедельник, 29-Апреля-2024, 08:12:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЛАНЕТА Я"

Поиск
Меню сайта
Федеральный проект
Друзья
Категории раздела
Наши статьи [32]
Статьи и интервью [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

В категории материалов: 32
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 4 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Айгунова Б.К., Курганская Е.Г., Барышникова Е.В., Шаламова В.Н., Косарева Т.В., Дищенко Е.Д., Шитова И.А., педагоги-психологи МБОУ ЦППМС «Планета Я»,

г. о. Красноармейск

В октябре 2017 года в рамках антинаркотической акции специалистами МБОУ ЦППМС «Планета Я» городского округа Красноармейск Московской области проводился мониторинг среди учащихся 5 – 10 классов общеобразовательных учреждений города по методике Томаса «Типы поведения в конфликте» (адаптация Гришиной) и методике Н.Холла (опросник EQ «Оценка эмоционального интеллекта»).

В мониторинге приняли участие 481 ученик: мальчиков – 243, девочек – 238. Учащихся 5-х классов – 152 человека, 6-х классов – 92 человека, 7-х классов – 96 человек, 8-х классов 72 человека, 9-х классов – 33 человека, 10-х классов - 36 человек.

Использовалась методика Томаса «Типы поведения в конфликте» (адаптация Гришиной) позволяет определить тип поведения личности в конфликтной ситуации и выделяет следующие способы регулирования конфликтов: сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон; соревнование (соперничество) как стремление добиться своих интересов в ущерб другому человеку; приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого; избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; компромисс.

В ходе обработки результатов мониторинга по данной методике получились следующие результаты. Итак, дети, принявшие участие в данном мониторинге, в конфликтных ситуациях чаще выбирают стратегию сотрудничества во всех возрастных группах. В подростковом возрасте также часто выбирается соперничество и несколько возрастает процент детей, выбирающих компромисс. К соперничеству прибегают и мальчики, и девочки, но девочки чаще выбирают эту стратегию в возрасте 14 лет и старше, а мальчики к 15 годам. В подростковом возрасте резко падает процент детей, выбирающих приспособленческую стратегию, причем, в основним за счет снижения количества мальчиков, предпочитающих данную стратегию. Компромисс как стратегию поведения в конфликтной ситуации рассматривают чаще мальчики в 14 лет, а девочки – в 16 лет. Сравнивая данные показатели с результатами, полученными в тесте «Эмоциональный интеллект», можно заметить, что к подростковому возрасту в целом повышаются навыки взаимодействия на эмоциональном уровне за счет того, что мальчики чаще показывают высокие результаты по данной шкале. Мальчики также демонстрируют учащение высоких показателей по шкале «самоконтроль», в отличие от девочек, у которых к 14-16 годам высоких показателей практически нет. В целом в группе низкий процент детей с высокими способностями к управлению своими эмоциями. Частота высоких значений по шкале «Самопознание» и «Самомотивация» понижается с возрастом. Это происходит за счет мальчиков, хотя частота высоких значений по шкале «Самомотивация» у мальчиков к 15-16 годам более чем в 2 раза выше, чем аналогичный показатель у девочек. В целом частота встречаемости высоких значений по шкалам «Самопознание», «Самомотивация» и «Эмпатия» превышает частоту встречаемости низких знанчений во всех возрастных группах детей, принявших участие в мониторинговом обследовании. Таким образом, проведенный мониторинг психических показателей у детей в возрасте от 10 до 16 лет, принявших участие в обследовании, позволяет сделать следующие выводы:

  • с возрастом у детей возрастают навыки взаимодействия на эмоциональном уровне;
  • ведущей стратегией в конфликтных ситуациях чаще всего является «сотрудничество»;
  • в старшем подростковом возрасте учащается применение стратегии «соперничество»;
  • с возрастом снижается частота выбора стратегии «приспособление» у мальчиков;
  • для всей группы в целом характерны низкие способности показатели эмоциональной отходчивости, неригидности;
  • с возрастом частота высокой способности к управлению своими эмоциями и эмоциональная неригидность возрастает у мальчиков, а у девочек, наоборот, падает;
  • эмоциональная осведомленность, способность к управлению своими эмоциями и эмпатия в целом по группе представлены высокими значениями.

 

 

Наши статьи | Просмотров: 331 | Добавил: planeta_planeta | Дата: 29-Мая-2019 | Комментарии (0)

Опыт работы по экспертизе профессиональной деятельности педагогов-психологов. Перспективы развития в сфере новых профессиональных стандартов

Наши статьи | Просмотров: 2660 | Добавил: katydd | Дата: 14-Апреля-2017 | Комментарии (0)

02 апреля отмечают дату, посвящённую Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма

Наши статьи | Просмотров: 374 | Добавил: katydd | Дата: 03-Апреля-2017 | Комментарии (0)

КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ 

Наши статьи | Просмотров: 399 | Добавил: katydd | Дата: 23-Октября-2016 | Комментарии (0)

«Ваш семейный телевизор»

Наши статьи | Просмотров: 654 | Добавил: katydd | Дата: 25-Января-2016 | Комментарии (0)

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА  ДЛЯ НЕРАВНОДУШНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Наши статьи | Просмотров: 1009 | Добавил: katydd | Дата: 18-Июня-2015 | Комментарии (0)

Семинар. Подросток и общество: жизнь в гармонии

Наши статьи | Просмотров: 578 | Добавил: katydd | Дата: 07-Ноября-2014 | Комментарии (0)

Особенности агрессивного поведения в дошкольном возрасте.

Наши статьи | Просмотров: 801 | Добавил: katydd | Дата: 05-Октября-2014 | Комментарии (0)

Кризис трех лет и границы
Наши статьи | Просмотров: 985 | Добавил: katydd | Дата: 17-Марта-2014 | Комментарии (0)

Пять составляющих успеха
Наши статьи | Просмотров: 540 | Добавил: katydd | Дата: 24-Февраля-2014 | Комментарии (0)