Вторник, 14-Мая-2024, 16:03:03
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЛАНЕТА Я"

Поиск
Меню сайта
Федеральный проект
Друзья
Категории раздела
Наши статьи [32]
Статьи и интервью [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Возрастные особенности развития эмоционального интеллекта и поведения в конфликтной ситуации

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Айгунова Б.К., Курганская Е.Г., Барышникова Е.В., Шаламова В.Н., Косарева Т.В., Дищенко Е.Д., Шитова И.А., педагоги-психологи МБОУ ЦППМС «Планета Я»,

г. о. Красноармейск

В октябре 2017 года в рамках антинаркотической акции специалистами МБОУ ЦППМС «Планета Я» городского округа Красноармейск Московской области проводился мониторинг среди учащихся 5 – 10 классов общеобразовательных учреждений города по методике Томаса «Типы поведения в конфликте» (адаптация Гришиной) и методике Н.Холла (опросник EQ «Оценка эмоционального интеллекта»).

В мониторинге приняли участие 481 ученик: мальчиков – 243, девочек – 238. Учащихся 5-х классов – 152 человека, 6-х классов – 92 человека, 7-х классов – 96 человек, 8-х классов 72 человека, 9-х классов – 33 человека, 10-х классов - 36 человек.

Использовалась методика Томаса «Типы поведения в конфликте» (адаптация Гришиной) позволяет определить тип поведения личности в конфликтной ситуации и выделяет следующие способы регулирования конфликтов: сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон; соревнование (соперничество) как стремление добиться своих интересов в ущерб другому человеку; приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого; избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; компромисс.

В ходе обработки результатов мониторинга по данной методике получились следующие результаты, анализ по шкалам.

По шкале «Сотрудничество» высокий балл имеют 32% всех учащихся. В возрастной группе тринадцатилетних высокий показатель встречается уже в 24% случаев, сближаясь с количеством детей, которые показывают низкий балл по данной шкале – 19%. Низкий уровень сотрудничества как стратегии поведения в конфликтных ситуациях в среднем у 17% всех опрошенных детей. В группе одиннадцатилетних этот показатель является низким у 22%, а к шестнадцати годам – лишь у 12%.

 

 

 

 

 

 

 

 

График 1. Распределение баллов по шкале сотрудничества

 

 

Разница между частотой встречаемости результатов у мальчиков и девочек по данной шкале, варьирует от 0 до 9%. Максимально разница выявляется в частоте встречаемости ярко выраженной стратегия поведения «Сотрудничество» у детей 12-ти лет: мальчики выбтирают сотрудничество в 12% случаев, а девочки в 21%. Низкие показатели по данной шкале максимально неравномерно встречаются среди пятнадцатилетних подростков: мальчики выбирают данную стратегию в 14% случаев, девочки всего в 3%. К возрасту 16 лет различия в частоте встречаемости данной стратегии в ярко выраженном и невыраженном варианте сглаживаются. В среднем данная стратегия поведения характерна для 14% шестнадцатилетних мальчиков и для 15% девочек, низкие показатели по данной шкале у 10% мальчиков и 7% девочек. Таким образом, гендерные различия в частоте предпочтения стратегии поведения «Сотрудничество» в целом не выражены, за исключением возраста 12 лет. А низкие показатели по данной шкале чаще выявляются у мальчиков, исключая возраст 13 лет, в котором намечается противоположная тенденция (мальчики – 3%, девочки – 13%).

Стратегия поведения в конфликте «Соперничество» предпочитается детьми разных возрастов от 12% до 37%, причем количество имеющих высокий балл возрастает от 10 до 15 лет, низкие показатели, наоборот, убывают от 11 лет до 15-16 лет. Максимально часто низкий уровень данной стратегии поведения отмечен у детей в группе 11 лет (у 30%), к 15-16 годам низкий уровень имеют только 9% детей (график 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 2. Распределение баллов по шкале соперничество

 

 

Возрастная группа пятнадцатилетних характеризуется тем, что мальчики в 1,6 раза чаще выбирают данную стратегию (23% мальчики, 14% девочки). Максимальные различия между мальчиками и девочками достигаются в группе четырнадцатилетних, где 12% мальчиков и 23% девочек предпочитают данную стратегию поведения, а 13% мальчиков и только 2% девочек имеют низкую выраженность данной стратегии. В целом к шестнадцатилетнему возрасту гендерные различия по данной стратегии поведения нивелируются: 17% предпочтитают соперничество как стратегию поведения в конфликте, а 3-6% ее не используют. Возраст, когда частота встречаемости выраженного соперничества и его отсутствия сближаются (20% и 24% соответственно), характеризуется отличиями между мальчиками и девочками: 8% мальчиков используют соперничество и 13% - не используют, а у девочек, наооборот, 16% предпочитают соперничество, а 7% не используют данную стратегию поведения в конфликте.

Стратегия «Приспособление» в 2 раза реже используется детьми в конфликте, чем не используется. В среднем 31% не выбирают это поведение, а 15% его использует. В группе 10-12 лет приспособление выбирается и не выбирается как стратегия поведения в конфликте почти одинаковым количеством детей (около 25%), а после 12 лет более 30% детей не используют данную стратегию, а 15% - используют. Лишь в возрасте 12 лет процент детей, выбирающих приспособление, несколько выше, чем процент детей, игнорирующих данную стратегию. (30% и 25% соответственно).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 3. Распределение баллов по шкале приспособление

 

 

В этом же возрасте девочки вдвое чаще, чем мальчики пользуются этой стратегией (21% и 9% соответственно), а мальчики значительно чаще показывают низкие значения по этой шкале, чем девочки (20% и 5% соответственно). Частота встречаемости отказа от приспособления как стратегии поведения в конфликте сильно различается у мальчиков и девочек в пятнадцатилетнем возрасте (34% - мальчики, 9% - девочки).

Избегание, как стратегия поведения в конфликте, используется 19% детей, и не используется 25% детей. Максимальный отказ от данной стратегии поведения показывают дети в группе 11 лет, в основном девочки – 22%, мальчики – 13%. С 12-тилетнего возраста картина меняется: не используют данную стратегию уже 9% девочек, и 15% мальчиков. К шестнадцатилетнему возрасту опять чуть больше девочек не пользуется данной стратегией поведения в конфликте (17%), чем мальчиков (12%). Небольшое преобладание данной стратегии над ее игнорированием к 15 годам обеспечивается почти равными частями мальчиков и девочек (14% - мальчики, 12% - девочки).

График 4. Распределение баллов по шкале избегание

 

Компромисс: около 20% обследуемых детей в возрасте от 10 до 13 лет используют данную стратегию, и чуть больше 20% не используют. К 14 годам 31% детей предпочитает данную стратегию поведения и 8% детей игнорируют ее, а к 15 годам разница невелируется, возникая опять к возрасту 16 лет. (34% используют, 9% не используют). В целом, в возрасте от 10 до 13 лет высокие значения по данной шкале в 1,7 раз чаще отмечаются у девочек (в среднем 12% девочек, и 7% мальчиков). Низкие значения при этом к 13 годам значительно чаще встречаютися у мальчиков - 15% мальчиков и только 4% девочек не идут на компромисс в конфликте. К 14-летнему возрасту преобладание использования данной стратегии над ее игнорированием достигается за счет небольших гендерных различий (19% - мальчики, 12% - девочки), а к шестнадцати годам, наоборот, большее количество девочек использует компромисс в конфликтной ситуации (20% девочек и 14% мальчиков).

 

График 5. Распределение баллов по шкале компромисса

 

 

Также была использована методика Н.Холла, опросник EQ «Оценка эмоционального интеллекта» предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал: самопознание - эмоциональная осведомленность; самоконтроль - управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность); самомотивация (скорее, как раз произвольное управление своими эмоциями); эмпатия; навыки взаимодействия - распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

В ходе обработки результатов мониторинга по данной методике получились следующие результаты. В среднем 49% детей показывают высокие значения по шкале «Самопознание», низкие значения выявляются у 14% детей. Максимальная частота встречаемости развитой эмоциональной осведомленности приходится на возраст 12 лет. У десятилетних, двенадцатилетних и пятнадцатилетних детей это качество личности чаще развито у мальчиков, а в 11, 13 и 16 лет чаще встречается высокоразвитое самопознание у девочек. В среднем у 24% мальчиков и у такого же количества девочек по предлагаемой методике данное качество считается высокоразвитым. Также в среднем, у 9,7% мальчиков и 4% девочек значения по этой шкале низкие, что говорит о недостаточно развитой эмоциональной осведомленности. Итак, низкие значения по данной шкале встречаются в среднем в 2 раза чаще у мальчиков, чем у девочек. К шестнадцатилетнему возрасту гендерные различия практически нивелируются.

По шкале «Самоконтроль» в среднем у 47% детей, принявших участие в тестировании, выявлены низкие значения, только 21% детей показали высокие значения по данной шкале. Максимально часто низкая эмоциональная неригидность встречается в возрастной группе 16 лет за счет того, что все девочки показывают отсутствие высоких значений и у 45% девочек значения низкие. В возрасте 13 лет наблюдается практическое совпадение частоты встречаемости низких и высоких показателей по данной шкале (32% и 31% соответсвенно), что объясняется снижением низких показателей и незначительным возрастанием высоких баллов. Высокие значения определяются у 21% мальчиков и 10% девочек в этой возрастной группе. В целом, высокие значения чаще встречаются у мальчиков – в среднем у 15% и 6% - девочки. К возрасту 15-16 лет хорошо развитая способность к эмоциональной не ригидности значительно чаще определяется у мальчиков и совсем не встречается у девочек, зато в 14-тилетнем возрасте высокие баллы определяются у 13% девочек и только у 5% мальчиков, в то же время, в этом возрасте низкие значения по данной шкале у 30% мальчиков и только у 13% девочек. Итак, в целом, низкие баллы по шкале «Самоконтроль» чаще встречаются у девочек, чем у мальчиков (26,7% и 20,5% соответственно). К 16 годам частота встречаемости низкого балла по этой шкале в 2,25 раз выше у девочек, чем у мальчиков (45% и 20% соответственно).

По шкале «Самомотивация» преобладают высокие значения – 46 % над низкими – 14%. Чаще высокие баллы получают дети из возрастной группы 10-12 лет. К 14 годам частота встречаемости высоких и низких значений сближается и составляет 28% и 23% соответсвенно. К шестнадцатилетнему возрасту высокие баллы встречаются в 3 раза чаще, чем низкие (46% и 15% соответсвенно). Спад частоты встречаемости высоких показателей по шкале «Самомотивация» происходит за счет уменьшения количества мальчиков с высокими баллами по этой шкале (минимально – 10%). В то же самое время возрастает количество мальчиков, у которых по данной методике низко развита способность произвольного управления своими эмоциями - в среднем у 15% мальчиков баллы низкие. В целом у 26,8% мальчиков и 19% девочек развита способность к управлению эмоциями, а к 16-ти годам мальчики чаще, чем в 2 раза показывают высокие значения по этой шкале, чем девочки (34% и 12% соответственно).

 

 

 

 

 

 

График 6. Распределение баллов по шкале самоконтроль

 

 

По шкале «Эмпатия» преобладают высокие значения у 42% всех принявших участие в обследовании детей, и у 23% - низкие. Лишь в возрастной группе десятилетних детей низкие значения встречаются чаще, чем высокие (35% и 23% соответсвенно). Несколько падает частота встречаемости высоких показателей в группе 13 и 16 лет, что сочетается с увеличением частоты встречаемости низких баллов (40% и 26% соответсвенно). В 11 лет высокие значения чаще встречаются у девочек, чем у мальчиков (32% и 19% соответственно), а с 14 лет картина меняется: высокие значения чаще у мальчиков (25% и 18% соответственно). Низкие значения по этой шкале тоже чаще обнаруживаются у мальчиков (15% - мальчики, 8% - девочки), исключение составляет возраст 14 лет, когда у девочек низкие баллы встречаются в 2 раза чаще, чем у мальчиков (10% и 5% соответственно). К шестнадцати годам гендерные различия в целом нивелируются.

По шкале «Навыки взаимодействия» в целом преобладают высокие баллы у 35% детей, низкие баллы обнаруживаются у 24%. К 14-15 годам максимально увеличивается частота встречаемости выраженной способности к взаимодействию на эмоциональном уровне с другими людьми, вместе с этим падает количество низких значений по данной шкале. К 16 годам детей с низкими баллами становится несколько больше, чем с высокими (37% и 32% соответсвенно). В возрасте до 13 лет высокие значения по этой шкале чаще обнаруживаются у девочек, чем у мальчиков (20% и 12% соответственно), а с 14 лет преобладают высокие баллы у мальчиков (24% и 15% соответственно). Низкие баллы в целом преобладают у мальчиков: в среднем 15;% мальчиков не научились взаимодействовать, и лишь 9 % девочек по результатам данного теста имеют низкие навыки взаимодействия на эмоциональном уровне с другими .

Итак, дети, принявшие участие в данном мониторинге, в конфликтных ситуациях чаще выбирают стратегию сотрудничества во всех возрастных группах. В подростковом возрасте также часто выбирается соперничество и несколько возрастает процент детей, выбирающих компромисс. К соперничеству прибегают и мальчики, и девочки, но девочки чаще выбирают эту стратегию в возрасте 14 лет и старше, а мальчики к 15 годам. В подростковом возрасте резко падает процент детей, выбирающих приспособленческую стратегию, причем, в основним за счет снижения количества мальчиков, предпочитающих данную стратегию. Компромисс как стратегию поведения в конфликтной ситуации рассматривают чаще мальчики в 14 лет, а девочки – в 16 лет. Сравнивая данные показатели с результатами, полученными в тесте «Эмоциональный интеллект», можно заметить, что к подростковому возрасту в целом повышаются навыки взаимодействия на эмоциональном уровне за счет того, что мальчики чаще показывают высокие результаты по данной шкале. Мальчики также демонстрируют учащение высоких показателей по шкале «самоконтроль», в отличие от девочек, у которых к 14-16 годам высоких показателей практически нет. В целом в группе низкий процент детей с высокими способностями к управлению своими эмоциями. Частота высоких значений по шкале «Самопознание» и «Самомотивация» понижается с возрастом. Это происходит за счет мальчиков, хотя частота высоких значений по шкале «Самомотивация» у мальчиков к 15-16 годам более чем в 2 раза выше, чем аналогичный показатель у девочек. В целом частота встречаемости высоких значений по шкалам «Самопознание», «Самомотивация» и «Эмпатия» превышает частоту встречаемости низких знанчений во всех возрастных группах детей, принявших участие в мониторинговом обследовании. Таким образом, проведенный мониторинг психических показателей у детей в возрасте от 10 до 16 лет, принявших участие в обследовании, позволяет сделать следующие выводы:

  • с возрастом у детей возрастают навыки взаимодействия на эмоциональном уровне;
  • ведущей стратегией в конфликтных ситуациях чаще всего является «сотрудничество»;
  • в старшем подростковом возрасте учащается применение стратегии «соперничество»;
  • с возрастом снижается частота выбора стратегии «приспособление» у мальчиков;
  • для всей группы в целом характерны низкие способности показатели эмоциональной отходчивости, неригидности;
  • с возрастом частота высокой способности к управлению своими эмоциями и эмоциональная неригидность возрастает у мальчиков, а у девочек, наоборот, падает;
  • эмоциональная осведомленность, способность к управлению своими эмоциями и эмпатия в целом по группе представлены высокими значениями.

 

Литература:

  1. Ильин Е.И., Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 200 – С. 633–634.
  2. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – Москва, Эксмо, 2010. – С. 132- 136.
Категория: Наши статьи | Добавил: planeta_planeta (29-Мая-2019)
Просмотров: 337 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar