ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Айгунова Б.К., Курганская Е.Г., Барышникова Е.В., Шаламова В.Н., Косарева Т.В., Дищенко Е.Д., Шитова И.А., педагоги-психологи МБОУ ЦППМС «Планета Я»,
г. о. Красноармейск
В октябре 2017 года в рамках антинаркотической акции специалистами МБОУ ЦППМС «Планета Я» городского округа Красноармейск Московской области проводился мониторинг среди учащихся 5 – 10 классов общеобразовательных учреждений города по методике Томаса «Типы поведения в конфликте» (адаптация Гришиной) и методике Н.Холла (опросник EQ «Оценка эмоционального интеллекта»).
В мониторинге приняли участие 481 ученик: мальчиков – 243, девочек – 238. Учащихся 5-х классов – 152 человека, 6-х классов – 92 человека, 7-х классов – 96 человек, 8-х классов 72 человека, 9-х классов – 33 человека, 10-х классов - 36 человек.
Использовалась методика Томаса «Типы поведения в конфликте» (адаптация Гришиной) позволяет определить тип поведения личности в конфликтной ситуации и выделяет следующие способы регулирования конфликтов: сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон; соревнование (соперничество) как стремление добиться своих интересов в ущерб другому человеку; приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого; избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; компромисс.
В ходе обработки результатов мониторинга по данной методике получились следующие результаты. Итак, дети, принявшие участие в данном мониторинге, в конфликтных ситуациях чаще выбирают стратегию сотрудничества во всех возрастных группах. В подростковом возрасте также часто выбирается соперничество и несколько возрастает процент детей, выбирающих компромисс. К соперничеству прибегают и мальчики, и девочки, но девочки чаще выбирают эту стратегию в возрасте 14 лет и старше, а мальчики к 15 годам. В подростковом возрасте резко падает процент детей, выбирающих приспособленческую стратегию, причем, в основним за счет снижения количества мальчиков, предпочитающих данную стратегию. Компромисс как стратегию поведения в конфликтной ситуации рассматривают чаще мальчики в 14 лет, а девочки – в 16 лет. Сравнивая данные показатели с результатами, полученными в тесте «Эмоциональный интеллект», можно заметить, что к подростковому возрасту в целом повышаются навыки взаимодействия на эмоциональном уровне за счет того, что мальчики чаще показывают высокие результаты по данной шкале. Мальчики также демонстрируют учащение высоких показателей по шкале «самоконтроль», в отличие от девочек, у которых к 14-16 годам высоких показателей практически нет. В целом в группе низкий процент детей с высокими способностями к управлению своими эмоциями. Частота высоких значений по шкале «Самопознание» и «Самомотивация» понижается с возрастом. Это происходит за счет мальчиков, хотя частота высоких значений по шкале «Самомотивация» у мальчиков к 15-16 годам более чем в 2 раза выше, чем аналогичный показатель у девочек. В целом частота встречаемости высоких значений по шкалам «Самопознание», «Самомотивация» и «Эмпатия» превышает частоту встречаемости низких знанчений во всех возрастных группах детей, принявших участие в мониторинговом обследовании. Таким образом, проведенный мониторинг психических показателей у детей в возрасте от 10 до 16 лет, принявших участие в обследовании, позволяет сделать следующие выводы:
- с возрастом у детей возрастают навыки взаимодействия на эмоциональном уровне;
- ведущей стратегией в конфликтных ситуациях чаще всего является «сотрудничество»;
- в старшем подростковом возрасте учащается применение стратегии «соперничество»;
- с возрастом снижается частота выбора стратегии «приспособление» у мальчиков;
- для всей группы в целом характерны низкие способности показатели эмоциональной отходчивости, неригидности;
- с возрастом частота высокой способности к управлению своими эмоциями и эмоциональная неригидность возрастает у мальчиков, а у девочек, наоборот, падает;
- эмоциональная осведомленность, способность к управлению своими эмоциями и эмпатия в целом по группе представлены высокими значениями.