КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ
Айгунова Баху Камильевна, канд. психол. наук,
МБОУ ЦППМС «Планета Я», директор, педагог-психолог
В современных условиях жизни нервная система человека особенно остро реагирует на перегрузки, повышенный темп жизни, кризисы, нестабильность и психическую напряженность всех сторон его бытия: социальная направленность, профессиональное самоутверждение, семейная система отношений, политическая и экономическая сферы, которые всегда взаимосвязаны между собой и влияют на эмоциональное и физическое здоровье.
Социальное самоутверждение в педагогической среде, в том числе, выражается и в успешном прохождении экспертизы педагогической деятельности, причем, не только для аттестующегося педагога, но и для эксперта часто сопряжено с тяжелыми психическими состояниями в условиях оперативной выездной работы и самой ситуации оценивания, которые также можно описать как стрессогенные.
Стресс (от англ. – давление, нажим, напряжение) - состояние психического напряжения, обусловленного деятельностью в сложных условиях (Ганс Селье, 1946). Различают аустресс и дистресс. Аустресс – положительный стресс, вызванный переживанием благоприятных событий. Дистресс - чрезмерное напряжение, физический и психический дискомфорт, препятствующий здравомыслию, иногда до полной дезорганизации поведения. Дистресс опасен истощением ресурсов и неправильными действиями, психосоматическими заболеваниями. Избежать стресса нельзя, но можно изменить свое отношение к нему, а, следовательно, и стиль своего поведения с тем, чтобы оно было более эффективным и менее травматичным (А. Бандура).
Coping – совладание, преодоление стресса. Понятие разрабатывалось Р. Лазарусом в рамках транзакциональной теории стресса и копинга. Близкие понятия к копингу - психологическая защита, адаптивность, жизнестойкость. То, что осознанно делает человек в когнитивном и поведенческом плане, чтобы справиться с трудной ситуацией и успешно решить проблему, сохранив при этом собственные ресурсы. «Совладающее поведение» - способствующее эффективной деятельности, стратегия преодоления трудностей, улучшения взаимоотношений и понимания, что очень важно в ситуации аттестации.
Различают личностные и социальные копинг-ресурсы. Личностные копинг-ресурсы (С. Фолькман), помогающие справиться со стрессовой ситуацией:
- ресурсы когнитивной сферы (оценивание социальной среды)
- Я-концепция человека (представление о самом себе)
- интернальный локус контроля (принимать ответственность на себя, контроль поведения)
- аффилиация (умение общаться, стремление быть вместе с людьми, социальная компетентность)
- эмпатия (умение сопереживать, накапливая при этом свой собственный опыт)
- духовность (отношение к жизни, одиночеству, любви)
- ценностно-мотивационная структура личности.
К перечисленным можно добавить личностные позиции, установки и стереотипы поведения, рефлексия, отслеживание собственных отношений к миру и эмоциональных состояний, ассертивное поведение. Установка «Я-хороший – ты хороший» помогает наладить эффективные отношения. Конструктивная работа и критика всегда начинается с демонстрации добрых намерений.
К копинг-ресурсам социальной среды относят систему социальной поддержки (семья, начальство, общество) и умение находить социальную поддержку.
Применительно к нашим проблемам проведения экспертизы педагогической деятельности, можно отметить следующие этапы эффективной совместной работы педагога и эксперта: познакомиться, наладить контакт; выслушать и прочитать всю представленную документацию; восстановить эмоциональное равновесие в ходе общения, выбрать оптимальный тактику конструктивного взаимодействия, убедиться, что нет психологических барьеров и дискомфорта; провести необходимые уточнения, разъяснения по документации, интересоваться; указать на позитивные стороны работы (признание), ресурсы педагога; развить у педагогов понимание сути решаемых задач; ясно и аргументированно излагать мысли и решения по отдельным направлениям работы; аккуратно оформлять документацию.
Отдельно хочется отметить некоторые аспекты взаимоотношений администрации образовательной организации и членов экспертной группы по аттестации. Обязательное оформление договора на проведение экспертизы педагогической деятельности с администрацией образовательной организации с предоставлением всех необходимых документов должно предшествовать процедуре аттестации. Администрация образовательной организации, где проходит аттестация, должна быть информирована о начале проведения экспертизы, эксперту необходимо познакомиться с представителями администрации. Администрация должна быть рядом, доступной, но не должна непосредственно находиться, присутствовать при проведении экспертизы для исключения случаев психологического давления, особенно учитывая ситуации, когда эксперт выезжает в другую территорию, чаще всего один. При этом надо убедить администрацию, что при необходимости их обязательно их привлекут к решению проблемных ситуаций.
Среди этических аспектов поведения сторон при проведении аттестации необходимо отметить следующие: профессионализм, способность к сотрудничеству, умение принимать другую точку зрения, быть гибким; четкость изложения мыслей, последовательность, мотивация; уважение, бескорыстие, высокая культура общения сторон, заключения и выводы не должны быть категоричными.
Среди типичных ошибок при проведении экспертизы можно отметить небрежное отношение к мнению педагога, ограничение установившихся форм работы, назидательность, перенос ответственности, отсутствие предварительного просмотра документации и консультирования, отсутствие обратной связи с администрацией.
Чтобы избежать ошибок, также рекомендую не забывать о техниках конструктивной критики: начинать с демонстрации добрых намерений, описать ситуацию и ее последствия, предложить свои варианты решений с аргументацией позиции, договариваясь о согласии оппонента, используя «Я-сообщения», отмечая позитивное отношение к личности оппонента. Также не забывать в сложных ситуациях советоваться с коллегами и председателем экспертной группы, творчески подходить к их разрешению, не навязывая своих убеждений. Очень важно отслеживать собственные установки, мысли, убеждения, влияющие на эмоции и поведение, которое в большей части воспринимается собеседником на невербальном уровне.
В копинг-стратегии профессионального общения в ходе проведения экспертизы педагогической деятельности не забываем о том, что необходимо сначала выслушать, проявлять уважение, подавать пример собранности, спокойствия, порядка, умения справляться с трудностями, предоставляем возможность аттестуемому сформулировать свои предложения, привлекаем к выработке решения, сглаживаем пиковые ситуации, помогаем устранять недостатки, советуем, договариваемся, привлекаем председателя экспертной группы и экспертов регионального центра по проведению экспертизы педагогической деятельности АСОУ, демонстрируем надежность и точность, замечаем и признаем достоинства, искренне хвалим, в конце – прощаемся по доброму, на «хорошей ноте». Также помним о том, что многие люди сообразительны, не нуждаются в лишних подсказках, поэтому важно отмечать свое доверие к мнению коллег.
В ситуации эмоционального обострения или конфликта стараемся не «зеркалить» агрессию, выдерживаем паузу, помним, что обилие слов приводит к обратному результату, демонстрируем доброе отношение, не забываем про чувство юмора, обращаемся к лучшему «Я» собеседника, ваше спокойное поведение является лучшим седативным лекарством; советуемся с коллегами, председателем экспертной группы; используем формулы «сегодня трудный день», «так бывает…».
Чтобы сохранить психическое и физическое здоровье, активную жизненную позицию, надо научиться рассматривать стрессовые ситуации как новую ступень к своему развитию, учиться ассертивному поведению и заранее готовиться к проведению экспертизы педагогической деятельности. Желаю всем сохранения здоровья, эмоциональной теплоты, расширения сферы своих интересов, профессиональной поддержки, профессионального развития, признания, постоянной учебы и много работы.
Список использованных источников:
1. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. – СПб.: Речь, 2005. – 283 с.
2. Майк Джордж. Искусство релаксации. – Лондон- Москва: Эолантэк, 1998. – 159 с.
3. Петрова Е.Ю. Как предупредить негативные последствия стресса у детей: книга для родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 128 с.
4. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001. – 216 с.
|