Пятница, 26-Апреля-2024, 09:13:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЛАНЕТА Я"

Поиск
Меню сайта
Федеральный проект
Друзья
Категории раздела
Наши статьи [32]
Статьи и интервью [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ

КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ

Айгунова Баху Камильевна, канд. психол. наук, 

МБОУ ЦППМС «Планета Я»,  директор, педагог-психолог

 В современных условиях жизни нервная система человека особенно остро реагирует на перегрузки, повышенный темп жизни, кризисы, нестабильность и психическую напряженность всех сторон его бытия: социальная направленность, профессиональное самоутверждение, семейная система отношений, политическая и экономическая сферы, которые всегда взаимосвязаны между собой и влияют на эмоциональное и физическое здоровье.

Социальное самоутверждение в педагогической среде, в том числе, выражается и в успешном прохождении экспертизы педагогической деятельности, причем, не только для аттестующегося педагога, но и для эксперта часто сопряжено с тяжелыми психическими состояниями в условиях оперативной выездной работы и самой ситуации оценивания, которые также можно описать как стрессогенные.

Стресс (от англ. – давление, нажим, напряжение) - состояние психического напряжения, обусловленного деятельностью в сложных условиях   (Ганс Селье, 1946). Различают аустресс и дистресс. Аустресс положительный стресс, вызванный переживанием благоприятных событий. Дистресс - чрезмерное напряжение, физический и психический дискомфорт, препятствующий здравомыслию, иногда до полной дезорганизации поведения. Дистресс опасен истощением ресурсов и неправильными действиями, психосоматическими заболеваниями. Избежать стресса нельзя, но можно изменить свое отношение к нему, а, следовательно, и стиль своего поведения с тем, чтобы оно было более эффективным и менее травматичным (А. Бандура).

Coping – совладание, преодоление стресса. Понятие разрабатывалось Р. Лазарусом в рамках транзакциональной теории стресса и копинга. Близкие понятия к копингу - психологическая защита, адаптивность, жизнестойкость. То, что осознанно делает человек в когнитивном и поведенческом плане, чтобы справиться с трудной ситуацией и успешно решить проблему, сохранив при этом собственные ресурсы.   «Совладающее поведение» - способствующее эффективной деятельности, стратегия преодоления трудностей, улучшения взаимоотношений и понимания, что очень важно в ситуации аттестации.

Различают личностные и социальные копинг-ресурсы. Личностные копинг-ресурсы (С. Фолькман), помогающие справиться со стрессовой ситуацией:

- ресурсы когнитивной сферы (оценивание социальной среды)

- Я-концепция человека (представление о самом себе)

- интернальный локус контроля (принимать ответственность на себя, контроль поведения)

- аффилиация (умение общаться, стремление быть вместе с людьми, социальная компетентность)

- эмпатия (умение сопереживать, накапливая при этом свой собственный опыт)

- духовность (отношение к жизни, одиночеству, любви)

- ценностно-мотивационная структура личности.

К перечисленным можно добавить личностные позиции, установки и стереотипы поведения, рефлексия, отслеживание собственных отношений к миру и  эмоциональных состояний, ассертивное поведение.  Установка «Я-хороший – ты хороший» помогает наладить эффективные отношения. Конструктивная работа и критика всегда начинается с демонстрации добрых намерений.

К копинг-ресурсам социальной среды относят систему социальной поддержки (семья, начальство, общество) и  умение находить социальную поддержку.

Применительно к нашим проблемам проведения экспертизы педагогической деятельности, можно отметить следующие этапы эффективной совместной работы педагога и эксперта: познакомиться, наладить контакт;  выслушать и прочитать всю представленную документацию;  восстановить эмоциональное равновесие в ходе общения, выбрать оптимальный тактику конструктивного взаимодействия, убедиться, что нет психологических барьеров и дискомфорта;  провести необходимые уточнения, разъяснения по документации, интересоваться; указать на позитивные стороны работы (признание), ресурсы педагога;  развить у педагогов понимание сути решаемых задач;  ясно и аргументированно излагать мысли и решения по отдельным направлениям работы; аккуратно оформлять документацию.

Отдельно хочется отметить некоторые аспекты взаимоотношений администрации образовательной организации и членов экспертной группы по аттестации. Обязательное оформление договора на проведение экспертизы педагогической деятельности с администрацией образовательной организации с предоставлением всех необходимых документов должно предшествовать процедуре аттестации. Администрация образовательной организации, где проходит аттестация, должна быть информирована о начале проведения экспертизы, эксперту необходимо познакомиться с представителями администрации. Администрация должна быть рядом, доступной, но не должна непосредственно находиться, присутствовать при проведении экспертизы для исключения случаев психологического давления, особенно учитывая ситуации, когда эксперт выезжает в другую территорию, чаще всего один. При этом надо убедить администрацию, что при необходимости их обязательно их привлекут к решению проблемных ситуаций.

Среди этических аспектов поведения сторон при проведении аттестации необходимо отметить следующие: профессионализм, способность к сотрудничеству, умение принимать другую точку зрения, быть гибким; четкость изложения мыслей, последовательность, мотивация; уважение,  бескорыстие, высокая культура общения сторон, заключения и выводы не должны быть категоричными.

Среди типичных ошибок при проведении экспертизы можно отметить  небрежное отношение к мнению педагога,  ограничение установившихся форм работы,  назидательность,  перенос  ответственности,  отсутствие предварительного просмотра документации и консультирования, отсутствие обратной связи с администрацией.

Чтобы избежать ошибок, также рекомендую не забывать о техниках конструктивной критики: начинать с демонстрации добрых намерений, описать ситуацию и ее последствия, предложить свои варианты решений с аргументацией позиции, договариваясь о согласии оппонента, используя «Я-сообщения», отмечая позитивное отношение к личности оппонента. Также не забывать в сложных ситуациях  советоваться с коллегами и председателем экспертной группы, творчески подходить к их разрешению, не навязывая своих убеждений. Очень важно отслеживать  собственные установки, мысли, убеждения, влияющие на эмоции и поведение, которое в большей части воспринимается собеседником на невербальном уровне.

 В копинг-стратегии профессионального общения в ходе проведения экспертизы педагогической деятельности не забываем о том, что необходимо сначала выслушать,  проявлять уважение, подавать пример собранности, спокойствия, порядка, умения справляться с трудностями,  предоставляем возможность аттестуемому сформулировать свои предложения, привлекаем к выработке решения,  сглаживаем пиковые ситуации, помогаем устранять недостатки, советуем, договариваемся,  привлекаем председателя экспертной группы и экспертов регионального центра по проведению экспертизы педагогической деятельности АСОУ,  демонстрируем надежность и точность,  замечаем и признаем  достоинства, искренне хвалим,  в конце – прощаемся по доброму, на «хорошей ноте». Также помним о том, что многие люди сообразительны, не нуждаются в лишних подсказках, поэтому важно отмечать свое доверие к мнению коллег.

В ситуации эмоционального обострения или конфликта стараемся не «зеркалить» агрессию,  выдерживаем паузу,  помним, что обилие слов приводит к обратному результату,  демонстрируем доброе отношение, не забываем про чувство юмора, обращаемся к лучшему «Я» собеседника, ваше  спокойное поведение является лучшим седативным лекарством;  советуемся с коллегами, председателем экспертной группы; используем формулы «сегодня трудный день», «так бывает…».

Чтобы сохранить психическое и физическое здоровье, активную жизненную позицию, надо научиться рассматривать стрессовые ситуации как новую ступень к своему развитию, учиться ассертивному поведению и заранее готовиться к проведению экспертизы педагогической деятельности. Желаю всем сохранения здоровья, эмоциональной теплоты, расширения сферы своих интересов, профессиональной поддержки, профессионального развития,  признания, постоянной учебы и много работы.

Список использованных источников:

1. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. – СПб.: Речь, 2005. – 283 с.

2. Майк Джордж. Искусство релаксации. – Лондон- Москва: Эолантэк, 1998. – 159 с.

3. Петрова Е.Ю. Как предупредить негативные последствия стресса у детей: книга для родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 128 с.

4. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001. – 216 с.

 

Категория: Наши статьи | Добавил: katydd (23-Октября-2016)
Просмотров: 399 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar