Вторник, 24-Октябрь-2017, 09:03:14
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЛАНЕТА Я"

Меню сайта
Категории раздела
Наши статьи [31]
Статьи и интервью [3]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
katydd
Друзья

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Экспертиза профессиональной деятельности педагога-психолога

Опыт работы по экспертизе профессиональной деятельности педагогов-психологов. Перспективы развития в сфере новых профессиональных стандартов

Айгунова Б.К., директор МБОУ ЦППМС «Планета Я»,

канд. психол. н., педагог-психолог,

председатель экспертной группы 4 зонального объединения

по экспертизе педагогической деятельности педагогов-психологов

 

В соответствии с приказом о 24.03.2010 г. № 209, затем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность " за последние 6 лет проведения экспертизы профессиональной деятельности по-новому порядку в нашем зональном объединении прослеживалось только три несоответствия при проведении экспертизы педагогической деятельности педагогов-психологов, заявленным категориям. В целом складывается благополучная картина по аттестации на первую и высшую категории.

Анализируя экспертные заключения, из его трех основных критериев складываются следующие показатели работы педагога-психолога. Первая часть включает в себя продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, которая складывается из следующих показателей: определение психологической готовности к обучению; психологическое сопровождение перехода на следующую ступень; сопровождение при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ; мониторинги системы образования; психологическая коррекционно-развивающая работа; психологическое консультирование; наличие и качество психодиагностического инструментария; психологическая диагностика; психологическое просвещение и профилактика; востребованность психологических услуг участниками образовательного процесса; взаимодействие с другими специалистами. Второй критерий составляет продуктивность деятельности педагога-психолога и включает выявление и развитие способностей, обучающихся в рамках профессиональной ориентации, коррекционно-развивающей работы, консультирования обучающихся, профессиональной ориентации обучающихся, результаты участия обучающихся в олимпиадах, проектах, конкурсах; деятельность в качестве классного руководителя. Третий обобщенный критерий определяется как продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования: совершенствование методов обучения и воспитания (консультирования, коррекционно-развивающей, профилактической работы); продуктивность использования образовательных технологий; продуктивность методической деятельности (конференции, семинары, открытые занятия, публикации, проектно-исследовательская работа, участие в деятельности экспертных комиссий, руководство ГМО, участие в аттестации); награды и профессиональное развитие.

С 01 января 2017 года введен профессиональный стандарт педагога-психолога, планируется постепенная отмена квалификационных справочников. Деятельность психолога, определенная в профессиональном стандарте, направлена на реализацию комплекса психолого-педагогических мер и условий, зафиксированных в принятых государством стратегиях и концепциях:

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р;
  • Национальная стратегия действий в интересах детей 2012 – 2017 гг., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761;
  • Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р.
  • Приказ Минтруда и соцзащиты от 24.07.2015 г. № 514 н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Основополагающим документом, регулирующим процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. По нему органы государственной власти и местного самоуправления, регулирующие получение дошкольного, начального, основного общего образования, дополнительного и профессионального образования, создают необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального, основного общего образования, предполагающие мониторинг универсальных учебных действий, развитие метапредметных компетенций, составление индивидуальных учебных планов, а также другие новые направления деятельности педагога-психолога также не отражены среди критериев и показателей работы педагога-психолога в экспертных заключениях 2014 года.

Создание целостной модели психологического обеспечения образования предполагает отслеживание следующих направлений работы:

  • повышение уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
  • повышение эффективности поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально-опасном положении), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
  • содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
  • создание условий для просвещения и консультирования родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания; развитие вариативности воспитательной системы технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка с учётом его потребностей, интересов и способностей;
  • проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.
  • формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учётом их индивидуально-психологических особенностей;
  • изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одарённости;
  • разработка индивидуальных учебных планов, анализ и выбор оптимальных педагогических технологий обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации;
  • оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса;
  • разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития, обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, её аффективной, интеллектуальной и волевой сфер;
  • планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
  • оказание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации обучающихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развитии, социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющиеся потерпевшими или свидетелями преступления.

Поэтому задачами экспертизы педагогической деятельности в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога предполагают следующее:

  • обеспечение согласования требований профессионального стандарта педагога-психолога при проведении экспертизы педагогической деятельности;
  • анализ соответствия критериев и показателей в содержании экспертного заключения требованиям, предъявляемым в трудовых функциях профессионального стандарта педагога-психолога;
  • разработка модели дифференциации уровней соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
  • разработка технологии оценки/самооценки соответствия компетенций педагога-психолога
  • учет профессиональных квалификаций специалистов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога-психолога.

Выводы.

В основном, направления работы педагога-психолога остались такими же, как были (психологическое просвещение, профилактика нарушений поведения, диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактическая работа).
Вместе с тем, с введением профессионального стандарта, появились направления работы, которые необходимо учесть в новых документах при проведении экспертизы профессиональной деятельности педагога-психолога, как:
- психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных образовательных программ (мониторинг личностной и метапредметной составляющей, разработка индивидуальных учебных планов, развитие универсальных учебных действий),
- психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды (проектирование образовательной среды),
- коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности (дети с ОВЗ, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или по
дсудимыми и т. д.).

Категория: Наши статьи | Добавил: katydd (14-Апрель-2017)
Просмотров: 72 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
avatar