Первый раз в первый класс
№35 (696) от 29 августа 2008 года
В «Городке» №32 от 8 августа был опубликован материал «Нужно ли переучивать ребенка?». Сегодня мы продолжим тему подготовки к школе и предлагаем беседу с педагогом-психологом Центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации Еленой Владимировной Барышниковой.
- Современные дети с удовольствием идут учиться. Что должен уметь ребенок, поступая в школу?
- По моим наблюдениям, сейчас страдает мотивация к обучению. Дети хотят играть, им неинтересно узнавать новое, и таких ребятишек все больше. Малышей не зря называют «почемучками». Родители не должны «отмахиваться» от их вопросов.
К семи годам у ребенка должен быть хорошо развит кругозор, он должен уметь прикладывать волевые усилия при выполнении не интересной, но нужной работы - «не хочу, но надо».
При тестировании мы проверяем, насколько ребенок умеет играть по правилам, может ли он работать по образцу, развита ли у него слуховая и зрительная память, есть ли у него интерес к учебе, то есть, доминирует ли у него познавательный или игровой мотив, появилось ли у него абстрактное мышление, то есть способность сравнивать, обобщать, анализировать. Хорошо, если он умеет считать до десяти и обратно. Читать умеют в основном все дети, во всяком случае, большинство.
Оптимально, если уже за год до поступления в первый класс родители определят, к какому учителю попадет ребенок, какого уровня будет класс.
- По специализации Вы семейный психолог. В чем заключается Ваша работа?
- Я занимаюсь не с детьми, а помогаю родителям найти пути решения семейных проблем. Подбираю нужных специалистов для ребенка. Если первоклассник недостаточно готов к обучению, необходимо правильно построить отношение родителей к своему ребенку. Нужно его поддержать, делать вместе с ним домашние задания, не оценивая при этом его работу. В то же время необходимо обращать внимание на его успехи. Это влияет на самооценку школьника. Не зря же первоклассникам полгода не выставляют отметки.
Часто родители обращаются к психологу по поводу плохого поведения ребенка: не слушается, не хочет ходить в школу. Любая проблема - это симптом семьи. Как ни абсурдно это звучит, но имеющиеся проблемы у детей помогают сохранить семью. Мама с папой объединяются, чтобы помочь ребенку, для них это становится главной задачей. Другие темы уходят на задний план. Оказывается, дети подсознательно жертвуют учебой и даже своим здоровьем. Как только мы определяем, в чем состоит проблема семьи и находим способы сплотить семью, детские проблемы исчезают.
Мы надеемся, что эти советы помогут многим папам и мамам, бабушкам и дедушкам при подготовке ребенка к школе.
Кстати, в прошлом году программа «Красноармейского центра психологической коррекции и реабилитации» заняла второе место в областном этапе всероссийского конкурса социальных проектов по «Интеграции в общество молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации».
В этом году педагоги центра Баху Камильевна Айгунова, Екатерина Дмитриевна Дищенко, Валентина Николаевна Шаламова и Елена Владимировна Барышникова отправили три работы на конкурс «Педагог-психолог – 2008». Тема конкурса – работа с подростками. Результаты будут известны уже в сентябре.
Маргарита Заболотная
Источник: http://gorodok.krasno.ru/modules.php?name=Pages&go=page&pid=2207 |