Консультация для родителей
Учителя-логопеда
Копчуковой Н.В.
" Формирование правильного речевого дыхания у
детей с ОНР"
Известно, что дошкольный возраст
является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического
здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма.
Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого
дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных
занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную роль
артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения,
как дизартрия. В работе с
детьми-дизартриками принципиальна последовательность проведения гимнастик
разного вида. Сначала проводится общая моторная гимнастика, вслед за ней
дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная.
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных
упражнений. Их цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка
учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай
глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая
при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя
вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и
глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.
При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка.
Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи и шею. Все дыхательные упражнения
проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.
С детьми
проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы.
1.
«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая
ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто
кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на
«кораблик», подгоняя его к другому
«берегу».
2.
«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты
скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку
предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега»
должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
3.
«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с
четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу,
изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими
полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную
бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
4.
«Пузырьки» Это игра, которую почти все
родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле,
она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь
трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на
то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
5.
«Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские
музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
6.
«Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает
к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается
вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с
носа.
7.
«Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей
свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно
долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует
предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь
якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано
ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является
доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это
верит.
8.
«Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто
спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной
бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.
9.
«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать
выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке
свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего
произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится
правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки
греются.
|